Типы документов

Реклама

Партнеры

Апелляционное определение Смоленского областного суда от 09.09.2014 N 33-3367/2014 <Об отмене решения Сафоновского районного суда Смоленской области от 11.06.2014 и признании недействующим и не подлежащим применению пункта 4.1.6 Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 26.04.2010 N 14>



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу № 33-3367/2014

Судья Кривчук В.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Туникене М.В., Чеченкиной Е.А.,
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционному представлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 11 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения прокурора Заболоцкой И.В., поддержавшей апелляционное представление, представителя Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области Ф., возражавшей против отмены судебного решения, судебная коллегия

установила:

Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 4.1.6 Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 26 апреля 2010 г. № 14 в редакции постановления от 04 февраля 2014 г. № 107 (далее - Правила), в соответствии с которым собственники индивидуальных жилых домов частного жилищного фонда; собственники, наниматели, арендаторы жилых помещений многоквартирных жилых домов муниципального жилищного фонда, государственного жилищного фонда, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов; собственники, наниматели жилых помещений в общежитиях, расположенных на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, обязаны заключать договоры со специализированными организациями на вывоз ТБО, ЖБО и КГМ. По мнению прокурора, поскольку законом не предусмотрена обязанность указанных категорий граждан заключать соответствующие договоры со специализированными организациями, закрепление такой обязанности в Правилах противоречит федеральному законодательству и является недопустимым. Просил обязать Администрацию муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее - Администрация) привести в соответствие с действующим законодательством Правила путем внесения в них соответствующих изменений.
В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Сташевский М.А. заявление поддержал.
Представитель Администрации Ф. возражая против удовлетворения требований прокурора, указала на то, что оспариваемые положения Правил основаны на нормах действующего законодательства.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 11 июня 2014 года отказано в удовлетворении заявления Сафоновского межрайонного прокурора об оспаривании нормативного правового акта.
В апелляционном представлении Сафоновский межрайонный прокурор ставит вопрос об отмене судебного постановления, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое положение, направленное на обеспечение организации органами местного самоуправления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, принято в соответствии с нормами федерального законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с таким заключением суда первой инстанции, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального права.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статьи 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу пункта 1 статьи 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.1, 1.4, 1.8, 1.11 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.
Из приведенных положений следует, что требование санитарного законодательства по осуществлению удаления отходов может быть выполнено как по договорам, так методом "самовывоза".
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации МО "Сафоновский район" Смоленской области от 04.02.2014 г. № 107 "О внесении изменений в Правила благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области" п. 4.1.6 изложен в новой редакции, в соответствии с которым собственники индивидуальных жилых домов частного жилищного фонда; собственники, наниматели, арендаторы жилых помещений многоквартирных жилых домов муниципального жилищного фонда, государственного жилищного фонда, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов; собственники, наниматели жилых помещений в общежитиях, расположенных на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, обязаны заключать договоры со специализированными организациями на вывоз ТБО, ЖБО и КГМ, и опубликован в печатном издании - газете "Сафоновская правда" № 15 (11900) от 19 февраля 2014 г.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность по заключению физическими и юридическими лицами договоров со специализированными организациями на вывоз ТБО, ЖБО и КГМ.
В данном случае обязанность по заключению подобного рода договоров возложена в силу предписаний императивных положений оспариваемого муниципального правового акта, что влечет нарушение принципа свободы договора.
Судебная коллегия, проанализировав вышеизложенные правовые нормы, приходит к выводу, что оспариваемый пункт Правил, возлагающий на неопределенный круг лиц обязанность по заключению со специализированными организациями договоров на вывоз ТБО, ЖБО и КГМ, не основан на законе и ограничивает право на свободу заключения договора, предусмотренное п. 1 ст. 421 ГК РФ, направленное на обеспечение баланса интересов его сторон.
Закрепление данной нормы в правовом акте органа местного самоуправления произведено с превышением полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требования прокурора и поскольку, оспариваемое положение нормативного правового акта применялось на территории Смоленской области, следует признать его недействующим со дня вступления данного решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 11 июня 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения пункт 4.1.6 Правил благоустройства территории, обеспечения чистоты и порядка в муниципальном образовании Сафоновское городское поселение Сафоновского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 26 апреля 2010 г. № 14, в редакции постановления от 04 февраля 2014 г. № 107.


------------------------------------------------------------------