Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Смоленского областного суда от 18.09.2014 N 3-28/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 5 пункта 1 постановления Администрации Смоленской области от 31.01.2014 N 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске">



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2014 г. по делу № 3-28/2014

Смоленский областной суд в составе:
Председательствующего (судьи) Малькова А.Г.
При секретаре К.
С участием прокурора Поповой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" об оспаривании в части нормативного правового акта Администрации Смоленской области,

установил:

Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" обратилось в суд с заявлением о признании подпункта 5 пункта 1 постановления Администрации Смоленской области от 31.01.2014 № 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" недействующим со дня принятия, сославшись на то обстоятельство, что указанная правовая норма противоречит нормам федерального законодательства, а, именно, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", поскольку устанавливает иные размеры арендных ставок за использование земельных участков, экономически необоснованна, ущемляет права ОАО "Квадра"; также указало на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта (л.д. 2 - 13).
Представители заинтересованных лиц - Администрации Смоленской области и Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области просили в удовлетворении заявления отказать, сославшись на то, что оспариваемый нормативный правовой акт Администрации Смоленской области в части установления ставки арендной платы на земельные участки, предоставленные под промышленные объекты, принят в рамках действующего законодательства, не противоречит ему; доводы заявления о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления, безосновательны.
По вопросу экономической обоснованности указал на то обстоятельство, что средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель в 2009 - 2013 гг. для земельных участков, предоставленных под промышленные объекты, составил 13 993,33 рублей. Ставка арендной платы, установленная постановлением № 192 от 14.04.2009, 0,3% для данного вида использования. Таким образом, сумма арендной платы за 1 кв. м в 2009 - 2013 годах составляла 41,98 рублей за 1 кв. м. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (краткий статистический сборник "Смоленская область в цифрах") индекс потребительских цен с 2009 года по 2013 год вырос в 1,47 раза (декабрь к декабрю прошлого года). Следовательно, с учетом уровня инфляции стоимость 1 кв. м земли в г. Смоленске фактически должна составить на конец 2013 года 61,71 рубль за квадратный метр (41,98 рублей x 1,47). С 01.01.2014 года средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель для земельных участков, предоставленных под промышленные объекты, составил 1 394,17 рублей. С учетом установления ставки арендной платы в размере 3,5%, сумма арендной платы за 1 кв. м в 2014 году составила 48,79 рублей. Таким образом, рост суммы арендной платы по земельным участкам, предоставленным под промышленные объекты, не превышает уровень инфляции и обеспечивает соблюдение баланса интересов арендаторов земельных участков и бюджета города Смоленска (л.д. 221 - 226).
Заслушав объяснения участников, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на отсутствие правовых оснований для признания части нормативного правового акта недействующей, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения.
В соответствии с пунктами "в", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ порядок определения, размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 36 Устава Смоленской области Администрация Смоленской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области. В силу п. 3 ст. 45 Устава Смоленской области Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения. Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Администрации Смоленской области. Пунктом 5 ст. 46 Устава Смоленской области установлено, что областные законы и иные нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Иные областные нормативные правовые акты вступают в силу и применяются в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
В силу п. 8.1 Регламента Администрации Смоленской области, утвержденного указом Губернатора Смоленской области от 14.09.2006 № 7, указы Губернатора и постановления Администрации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня их официального опубликования. Иные указы Губернатора и постановления Администрации вступают в силу со дня их подписания, если в указанных актах не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Согласно пункту 7 статьи 1 областного закона от 07.05.2002 № 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", в "Вестнике Смоленской областной Думы" (далее - официальные источники). Датой официального опубликования областного нормативного правового акта является дата выхода в свет (обозначенная на первой странице или на титульном листе) официального источника, в котором официально опубликован нормативный правовой акт.
Из дела усматривается, что 31.01.2014 года Администрацией Смоленской области принято постановление № 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске", подпунктом 5 пункта 1 которого, установлена ставка арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее земельные участки), в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" в размере 3,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка по соответствующему виду его функционального использования - в отношении земельных участков, предоставленных под промышленные объекты.
Указанное постановление официально опубликовано 17 февраля 2014 года в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 1 часть 1 2014 год. (л.д. 22 - 24, 217, 227).
Таким образом, вопреки доводам заявления, порядок принятия нормативного правового акта не нарушен, поскольку он принят полномочным органом, в соответствующей форме и официально опубликован.
Оспаривая содержание части нормативного правового акта, заявитель ссылается на ее экономическую необоснованность, а также на то, что она противоречит Правилам определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и изданным во исполнение пункта 5 Правил... Приказам от 23 апреля 2013 года № 217 и от 18.06.2013 года № 347 Министерства экономического развития РФ, поскольку установленные ими ставки арендной платы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю.
Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и правила определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящееся в собственности Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что при издании оспариваемого постановления и установлении размера арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Смоленске не учитывался принцип экономической обоснованности, не может быть принята судом, поскольку она никакими фактическими данными не подтверждена; при этом, размер арендной платы за использование 1 кв. м земли, предоставленной под промышленные объекты с 2009 года по 2013 год составлял - 41,98 руб., а в связи с утверждением новой арендной ставки составил в 2014 году - 48,79 руб. за квадратный метр (л.д. 226).
Кроме того, экономическая составляющая спора в виде установления судом какой-либо абсолютной величины (тарифа, ставки и т.д.), при том, что ее установление отнесено к компетенции органов государственной власти, не может являться предметом исследования при рассмотрении дела в порядке Главы 25 ГПК РФ.
Указанными выше, Приказом Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2013 года № 217 установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; Приказом Министерства экономического развития РФ от 18 июня 2013 года № 347 утверждена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Оспариваемой же правовой нормой, установлена единая для всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, арендная ставка для аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, предоставленных под промышленные объекты.
Заявитель, оспаривая указанную правовую норму, фактически действует в интересах неопределенного круга лиц, арендующих земельные участки под промышленные объекты (в судебном заседании представитель заинтересованного лица указал на наличие более 100 хозяйствующих субъектов, арендующих земельные участки данного разрешенного вида использования), однако правом обращения в суд в интересах других лиц, общество законом не наделено.
То, что органом государственной власти субъекта РФ не установлена ставка арендной платы для земельных участков, используемых для размещения трубопроводов, в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и объектов для их обслуживания, само по себе не свидетельствует о том, что часть нормативного правового акта, устанавливающая процентную ставку для аренды земель, используемых под промышленные объекты, противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
По существу заявителем оспаривается размер и расчет арендной платы (применяемые ставки), установленные договорами аренды, заключенными между заявителем и Департаментом имущественных и земельных отношений. Указанное спорное правоотношение подлежит рассмотрению и разрешению в порядке искового производства, а не в порядке судебного нормоконтроля.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 суд

решил:

В удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" о признании подпункта 5 пункта 1 постановления Администрации Смоленской области от 31.01.2014 № 36 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" недействующим со дня принятия (издания) указанного постановления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение 30 дней.


------------------------------------------------------------------