Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Смоленского областного суда от 24.09.2014 N 3-29/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 25.10.2013 N 832 "О внесении изменений в Правила направления средств капитала на улучшение жилищных условий" в части внесения изменений в пункт 3 и подпункт 2 пункта 11 Правил>



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2014 г. по делу № 3-29/14

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шнытко С.М.,
при секретаре К.М.Д.,
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,
представителя Администрации Смоленской области К.И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.А.М. об оспаривании в части постановления Администрации Смоленской области от 25 октября 2013 года № 832 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий",

установил:

Т.А.М. обратилась в суд заявлением об оспаривании постановления Администрации Смоленской области от 25.10.2013 г. № 832 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" в части внесения изменений в п. 3 и п.п. 2 п. 11 Правил (далее - Постановление Администрации Смоленской области № 832), ссылаясь на то, что данные изменения, устанавливающие право направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение, строительство или реконструкцию жилья при условии оплаты не менее 50 процентов основного долга по кредиту (займу), противоречат Федеральному закону от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части распоряжения средствами материнского (семейного) капитала и направления этих средств на улучшение жилищных условий, нарушает Конвенцию о правах ребенка и права, гарантированные Конституцией РФ.
В судебном заседании Т.А.М. поддержала заявленные требования и пояснила, что данные изменения, внесенные в Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий нарушают права ее семьи, так как ставят в тяжелое финансовое положение.
Представитель Администрации Смоленской области К.И.Н. требование Т.А.М. не признала, считая его необоснованным, поскольку оспариваемое положение Постановления Администрации Смоленской области № 832 не противоречит ни федеральному закону, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и никаких прав истицы не нарушает.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения истицы Т.А.М., представителя заинтересованного лица К.И.Н. заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагавшей, что заявление Т.А.М. не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу п.п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
26.12.2006 г. издан Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон № 256), согласно части 1 статьи 1 которого законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 2 указанного Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 256 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в ст. 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не служит основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 2 и ст. 13 ЖК РФ).
28.02.2008 г. Смоленской областной Думой принят закон № 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области", который устанавливает на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей (ст. 1).
Статья 9 областного закона № 15-з регламентирует направление средств областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, что не противоречит п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 9 областного закона № 15-з Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила) устанавливаются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.
Реализуя указанные полномочия, Администрация Смоленской области издала постановление от 21.09.2009 г. № 12, которым в том числе утвердила Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила). Впоследствии Постановлением Администрации Смоленской области от 25.10.2013 г. № 832 в Правила были внесены изменения в п. 3 и п.п. 2 п. 11, уточняющие их (в части определения размера остатка основного долга не более 50 процентов от суммы предоставленного кредита (займа)).
Судом проверена процедура принятия оспариваемого Постановления и фактов его нарушения не установлено.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 33, 36 Устава Смоленской области, Администрация Смоленской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Смоленской области.
При этом п. 3 ст. 45 Устава Смоленской области установлено, что Администрация Смоленской области в соответствии с федеральным и областным законодательством издает постановления и распоряжения.
Порядок официального опубликования областных законов и иных областных нормативных правовых актов устанавливается областным законом (ч. 6 ст. 46 Устава).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона Смоленской области от 07.05.2002 г. № 48-3 "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов" датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах "Смоленская газета", "Рабочий путь", "Смоленские новости", в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", "Вестнике Смоленской областной Думы".
Постановление Администрации Смоленской области от 25.10.2013 г. № 832 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" опубликовано 22.11.2013 г. в информационном бюллетене "Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области" № 11 ч. III.
Проанализировав положения Федерального закона № 256, не содержащего норм, регламентирующих условия предоставления субъектами Российской Федерации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, учитывая, что финансирование этих мер осуществляется за счет регионального бюджета, суд приходит к выводу, что, установив на территории Смоленской области дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств областного бюджета, законодатель вправе был установить и порядок распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала.
При таком положении, суд считает, что Администрации Смоленской области, действуя в пределах своей компетенции, вправе определять условия предоставления субъектами Российской Федерации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей.
В связи с чем, утверждение Т.А.М. о том, что положения Постановления Администрации в части внесения изменений в п. 3 и п.п. 2 п. 11 Правил противоречат требованиям Федерального закона № 256-ФЗ, не соответствует действительности.
Проанализировав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного Т.А.М. требования.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ч. 1 ст. 253 ГПК РФ).
Исходя из изложенного, суд считает необходимым Т.А.М. в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст.ст. 251 - 253 ГПК РФ,

решил:

Т.А.М. в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Администрации Смоленской области от 25 октября 2013 года № 832 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" в части внесения изменений в п. 3 и п.п. 2 п. 11 Правил, отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме оно может быть обжаловано, а прокурором на решение подано представление в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд.

Председательствующий
С.М.ШНЫТКО


------------------------------------------------------------------