Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 06.10.2014 N А62-4122/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Смоленского городского Совета от 29.11.2013 N 992 "О внесении изменения в Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденный решением 53-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 27.02.2004 N 806">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 октября 2014 г. по делу № А62-4122/2014

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2014 года
Полный текст решения изготовлен 06 октября 2014 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Печориной В.А., судей Лукашенковой Т.В., Яковенковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Елена" (ОГРН 1036758307332; ИНН 6731042110)

к Смоленскому городскому Совету (ОГРН 1026701446342; ИНН 6730028095) о признании недействующим решения от 09.12.2013 № 992 с участием прокуратуры Смоленской области
при участии:
от заявителя: К. - директор (решение № 3 от 05.10.2012);
от ответчика: А. - главный специалист-юрисконсульт правового управления (доверенность от 10.02.2014 № 11-106);
от прокуратуры Смоленской области: Павленко Н.В. - прокурор отдела (служебное удостоверение)

установил:


Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Елена" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Смоленскому городскому Совету (далее по тексту - ответчик) о признании решения Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 "О внесении изменений в Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденный решением 53-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 27.02.2014 № 806" не соответствующим положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденному решением 53-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 27.02.2014 № 806.
В соответствии с положениями пункта 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила прокуратура Смоленской области.
Как следует из материалов дела, между Администрацией города Смоленска (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор № 2525/06 от 25.10.2006 аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ленина, д. 9, площадью 256,7 кв. м, являющегося муниципальной собственностью, для использования под аптеку.
Пунктом 1.2 договора аренды определено, что размер арендной платы устанавливается в соответствии с порядком, определяемым органом местного самоуправления города Смоленска.
Пунктами 3.2 - 3.3 договора аренды стороны согласовали размер, порядок и сроки уплаты арендной платы, а также предусмотрели право арендодателя на ежегодное одностороннее изменение размера арендной платы на основании постановления Администрации города Смоленска об изменении ставки арендной платы.
Срок действия договора аренды, с учетом соглашения об изменении условий договора аренды от 09.11.2009, установлен до 01.07.2015. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 утвержден Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, пунктом первым которого было установлено, что ставка арендной платы за 1 кв. м недвижимого имущества утверждается постановлением Администрации города Смоленска, на основании стоимости строительства 1 кв. м жилья.
Решением Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 внесены изменения (как указано в преамбуле нормативного правового акта, с учетом решения Арбитражного суда Смоленской области от 13.08.2013 № А62-1715/2013) в пункт первый Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденного решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 (далее по тексту - Порядок определения арендной платы).
Согласно пункту 1 Порядка определения арендной платы (с учетом изменений, внесенных оспариваемым нормативным правовым актом) размер годовой арендной платы определяется по формуле Ап = Сс x Ба x Киз x Кр x Кз x Кто x Кд x Кп, где Сс - ставка арендной платы 1 кв. м недвижимого имущества, которая утверждается постановлением Администрации города Смоленска не позднее 25 декабря текущего года на следующий (расчетный) календарный год и определяется по формуле: Сс = Ст-1 х Ит х Ит-1, где:
Ст-1 - средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, настроек и встроенных помещений и без индивидуального жилищного строительства жилья по городу Смоленску, предоставленная Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области за календарный год, предшествовавший текущему году; Ит - уровень инфляции, утвержденный Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год; Ит-1 - уровень инфляции, утвержденный Федеральным законом о федеральном бюджете на следующий (расчетный) год.
По мнению Общества, принятое Смоленским городским Советом решение от 29.11.2013 № 992 противоречит положениям статьи 450 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденному решением 53-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 27.02.2014 № 806, и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку указанным решением утверждены иные правила расчета ставки арендной платы, а, следовательно, и размера годовой арендной платы, по сравнению с правилами, действовавшими при заключении договора аренды и согласованными сторонами, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании заявитель предъявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, со ссылкой на то обстоятельство, что решение Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Смоленска; внесение изменений обусловлено необходимостью конкретизации порядка определения ставки арендной платы с указанием периода ее утверждения, источника получения информации о ее ценовой составляющей, уточнением критериев ее определения с учетом уровня инфляции, утвержденного на текущий и следующий календарный год.
Прокуратура Смоленской области представила отзыв на заявление, в котором поддержала правовую позицию ответчика.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о необоснованности предъявленных требований, исходя из следующего.
Согласно положениям статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Устава города Смоленска структуру органов местного самоуправления города Смоленска составляют Смоленский городской Совет, Глава города Смоленска, Администрация города Смоленска, Контрольно-счетная палата города Смоленска.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Пунктом 5 части 1 статьи 25 Устава города Смоленска определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности также отнесено к исключительной компетенции представительного органа города Смоленска - Смоленского городского Совета.
В соответствии с вышеуказанными полномочиями решением Смоленского городского Совета от 27.04.2007 № 546 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Смоленска.
В соответствии с положениями пунктов 6.2, 6.11, 6.14 названного Положения арендодателем муниципального имущества по договору аренды является Администрация города Смоленска.
Расчет размера арендной платы за муниципальное имущество осуществляется на основании порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утверждаемого Смоленским городским Советом.
Арендная плата по всем видам договоров устанавливается на один год пользования имуществом и подлежит изменению на основании постановления Администрации города Смоленска путем перерасчета в соответствии с порядком определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утверждаемым Смоленским городским Советом.
Решением Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806 утвержден Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности (далее по тексту - Порядок определения арендной платы).
Решением Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 в Порядок определения арендной платы внесены изменения в целях уточнения показателя Сс в формуле расчета годовой арендной платы за нежилое помещение, указанного в пункте первом Порядка. Решение Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 опубликовано 09.12.2013 в газете "Смоленские городские известия" № 13 и вступило в силу с момента его опубликования.
В соответствии с положениями части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемое заявителем решение Смоленского городского Совета принято органом местного самоуправления в рамках предоставленной ему Федеральным законом № 131-ФЗ, Уставом города Смоленска компетенции, устанавливает порядок определения одной из составляющих формулы определения арендной платы в целях упорядочивания и единообразия в определении размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Решение конкретизирует порядок определения ставки арендной платы, устанавливая единый для всех субъектов период ее утверждения, источник получения информации о ее ценовой составляющей, уточняя критерии ее определения с учетом уровня инфляции, утвержденного на текущий и следующий календарный год.
В данной связи несостоятельной является ссылка заявителя на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 11.05.2004 № 209-О (о применении принципа экономической обоснованности при утверждении ставок арендной платы), так как оспариваемым нормативным актом ставка арендной платы (как конкретная величина) не определяется.
Названный нормативный правовой акт не может быть признан противоречащим положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой изложены основания изменения и расторжения договора, поскольку данная норма не регулирует рассматриваемые правоотношения в сфере установления органом местного самоуправления порядка определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями.

Кроме того, решение Смоленского городского Совета от 29.11.2003 № 92 не может противоречить решению Смоленского городского Совета от 27.02.2004 № 806, поскольку оно вносит в последнее соответствующие изменения (являясь, по сути, редакцией указанной нормы).
Таким образом, заявителем не представлено суду доказательств несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, нарушения оспариваемым нормативным правовым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем предъявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по результатам рассмотрения настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Решение Смоленского городского Совета от 29.11.2013 № 992 "О внесении изменений в Порядок определения арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, утвержденный решением 53-й сессии Смоленского городского Совета II созыва от 27.02.2014 № 806" признать соответствующим положениям статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Елена" (ОГРН 1036758307332; ИНН 6731042110) отказать.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга), кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
В.А.ПЕЧОРИНА

Судьи
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
В.В.ЯКОВЕНКОВА


------------------------------------------------------------------