Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Администрации Смоленской области от 23.09.2014 N 1293-р/адм "О Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области"



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 сентября 2014 г. № 1293-р/адм

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях активизации работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области (далее также - Концепция).
2. Определить Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять координацию работ по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области разработать планы мероприятий по реализации Концепции.

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ





Утверждена
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 23.09.2014 № 1293-р/адм

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И МОЛОДЕЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Введение

Сегодня вопрос важности духовно-нравственного развития и воспитания на основе национальных базовых ценностей и отечественных культурно-исторических традиций из разряда обсуждаемых перешел в разряд утвержденных на государственном уровне.
Концептуальной основой духовно-нравственного развития служит программное заявление, сделанное Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года: "На протяжении только одного XX века Россия прошла через две мировые и гражданскую войны, через революции, дважды испытала катастрофу распада единого государства. В нашей стране несколько раз коренным образом менялась вся система жизнеустройства. В результате в начале XXI века мы столкнулись с настоящей демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом. А если нация не способна себя сберегать и воспроизводить, если она утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе.".
В этих условиях перед Россией стоит задача при сохранении своей целостности продолжить существование как своеобразной евразийской цивилизации. Значимость этой проблемы Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул в выступлении на заседании клуба "Валдай": "Россия, как образно говорил философ Константин Леонтьев, всегда развивалась как "цветущая сложность", как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии - неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны.".
Высказанная на государственном уровне позиция актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания личности как сложного, многопланового процесса, связанного с жизнью каждого человека во всей ее полноте и противоречивости и напрямую зависящего от семьи, общества, культуры в целом.
Государственная политика в области образования ориентирована на формирование человека образованного, нравственного, инициативного, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Таким образом, система образования призвана стать важнейшим институтом формирования жизненных установок личности, воспитания российского гражданина.
Огромным воспитательным потенциалом обладает культурно-образовательная среда Смоленской области, которая позволяет осмыслить имеющиеся культурные, духовные и политические традиции в реалиях современного мира. Сохранение традиций Смоленщины и внедрение необходимых новаций способствуют укреплению национальной и этнокультурной идентичности граждан, основанной на сохранении единства в многообразии.
Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи опирается на ряд важнейших особенностей Смоленской области. Смоленщина как "ключ", форпост России в западном регионе обладает уникальным культурным наследием, связанным с особой ролью православия в сохранении национальной идентичности. Исторический опыт создал предпосылки для межэтнического и межрелигиозного диалога в поликультурном обществе.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный пример выдающихся личностей князей Бориса и Глеба, память о которых хранит Смоленщина, князей Романа и Давида Ростиславовичей, князя Г.А. Потемкина-Таврического, просветителя Авраамия Смоленского, русского зодчего Федора Коня, писателей А.С. Грибоедова, А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова, мецената и деятеля культуры княгини М.К. Тенишевой, путешественников Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова, композиторов М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, первого космонавта Ю.А. Гагарина и многих других, кто принес славу России и Смоленщине.
На Смоленщине находится более 4,5 тыс. памятников истории культуры. Особое место среди них занимают памятники архитектуры церковь Петра и Павла (XII в.), церковь Архангела Михаила (XII в.), Смоленская крепостная стена (XVII в.), Смоленский Успенский кафедральный собор (XVII - XVIII вв.), Свято-Троицкий Болдинский монастырь (XVII в.), многочисленные памятники гражданской архитектуры XVIII - XIX вв., дворянские усадьбы, историко-архитектурный комплекс "Теремок" и другие. Огромное богатство составляют 42 природных памятника с жемчужиной Смоленской земли - озером Сапшо (национальный парк "Смоленское поозерье"). Созданы и продолжают пополняться музеи, экспозиции о наших знаменитых земляках, материалы которых являются мощным средством формирования у детей и молодежи базовых национальных ценностей, составляющих основу личности гражданина России.
Цель настоящей Концепции - развитие системы духовно-нравственного воспитания, способствующей формированию внутренних структур личности и присвоению ею базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области.
Настоящая Концепция представляет собой ценностно-организационную основу взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами культурно-образовательной среды Смоленской области - семьей, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Взаимодействие субъектов культурно-образовательной среды рассматривается как ведущее условие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Нормативно-правовыми основами настоящей Концепции являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 № 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания";
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа";
- федеральные государственные образовательные стандарты;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- постановление Администрации Смоленской области от 06.11.2012 № 850 "О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 29.11.2013 № 984 "Об утверждении областной государственной программы "Развитие образования и молодежной политики в Смоленской области" на 2014-2018 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 28.02.2013 № 107 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Смоленской области";
- договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви;
- соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви;
- Концепция региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Смоленской области;
- план мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской православной церкви ("дорожная карта" на 2014 - 2015 годы).

2. Рабочий тезаурус настоящей Концепции

Базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. Понятие "духовность" производно от "духа". Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия - "материи". В педагогических исследованиях духовность рассматривается в трех аспектах: высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск нравственных абсолютов и идеалов; с теологической точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и деятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.
Национальное самосознание (идентичность) - обобщенное представление граждан о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу.
Формирование национальной идентичности - формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Патриотизм - любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Культурно-образовательная среда - это сложное интегрированное понятие, включающее в себя совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность.

3. Методологическая основа, подходы и принципы
настоящей Концепции

Методологической основой настоящей Концепции является комплекс подходов и принципов, обеспечивающих реализацию процесса воспитания с целью формирования духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области.
Ведущими подходами к развитию воспитания в региональной системе образования являются следующие:
- аксиологический подход. Рассматривает личность как уникальную ценностную систему, имеющую возможность самоопределения и самоактуализации. Основой взаимодействия педагогов и воспитанников являются ценности, определяющие цели, содержание и способы деятельности;
- деятельностный подход. Определяет возможность личностного развития воспитанника в деятельности, субъектом которой он становится;
- системный подход. Предполагает рассмотрение компонентов воспитания во взаимосвязи и целостности;
- компетентностный подход. Акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих возможность их успешной социализации;
- культурологический подход. Ориентирует педагога на приобщение обучающихся к общечеловеческой культуре через освоение ценностей национальной культуры и национальных традиций;
- краеведческий подход. Требует формирования знаний об истории, культуре, природе и экономике своей местности, закладывает основы формирования личностных качеств, предполагает активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах;
- средовый подход. Рассматривает процесс развития личности воспитанника в зависимости от условий культурно-образовательной среды и предполагает систему действий, которые обеспечивают превращение среды в средство диагностики и проектирования воспитания образовательного результата;
- синергетический подход. Рассматривает процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.
Полноценная реализация указанных подходов возможна при соблюдении следующих принципов:
- принципа непрерывности и преемственности в воспитании. Указывает на целостность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), выявление приоритетов воспитания и учет полученных раннее результатов при организации воспитательной деятельности на каждой последующей ступени образовательного процесса, на необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических региональных и российских ценностей и традиций;
- принципа системности. Требует рассмотрения всех компонентов воспитания не изолированно, а в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного "перетекания" одних воспитывающих дел в другие;
- принципа культуросообразности воспитания. Предполагает максимальное использование в решении воспитательных задач богатейшего культурного потенциала Смоленской области, построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни региона;
- принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Требует выстраивать процесс воспитания на каждой отдельной ступени образования и в его целостности с учетом возрастных и личностных особенностей ребенка;
- принцип инклюзивности воспитания. Предполагает ориентацию на все социальные категории воспитанников и обучающихся: инклюзивный характер воспитания позволит каждому человеку равноправно участвовать в социальной жизни;
- принцип государственно-общественного управления воспитанием. Предполагает разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания подрастающего поколения;
- принцип социального партнерства в воспитании. Ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное сотрудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.
Соответствие организации духовно-нравственного воспитания данным принципам должно стать основой стратегии развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области.

4. Этапы реализации настоящей Концепции

На 1-м этапе (2014 год) реализации настоящей Концепции предусматривается:
- выявление опыта взаимодействия субъектов культурно-образовательной среды Смоленской области в контексте духовно-нравственного воспитания;
- обобщение опыта реализации образовательными организациями Смоленской области учебных курсов "Основы православной культуры", "Азбука Смоленского края", "История православной культуры земли Смоленской" и "Основы религиозных культур и светской этики".
На 2-м этапе (2015 год) реализации настоящей Концепции предусматривается:
- разработка региональных проектов и программ в области духовно-нравственного воспитания, программ воспитания и социализации детей, подростков в образовательных организациях Смоленской области;
- разработка и апробация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов;
- обобщение промежуточных результатов, полученных в ходе реализации настоящей Концепции, в том числе опыта взаимодействия образовательных и религиозных организаций, учреждений культуры и спорта по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.
На 3-м этапе (2016 - 2017 годы) реализации настоящей Концепции предусматривается:
- освоение образовательными организациями программ духовно-нравственного воспитания, оценка эффективности промежуточных результатов их реализации;
- публичное обсуждение опыта реализации настоящей Концепции с представителями органов исполнительной власти Смоленской области, педагогической общественностью, общественными и религиозными организациями, средствами массовой информации.
На 4-м этапе (2018 год) реализации настоящей Концепции предусматривается обобщение и распространение опыта по развитию системы духовно-нравственного воспитания личности в культурно-образовательной среде Смоленской области.

5. Развитие культурно-образовательной среды
Смоленской области

Содержание направлений деятельности по реализации настоящей Концепции базируется на идее интеграции наследия, традиций и инноваций, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
Направление 1. Культурно-исторические традиции - основа духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Цель: осуществление конструктивного взаимодействия образовательных организаций с институтами гражданского общества и учреждениями культуры, спорта, основанного на культурно-исторических традициях Смоленской области.
Составляющие:
- культурное наследие земли Смоленской;
- детские и молодежные общественные организации, патриотические объединения;
- социальные, культурологические проекты и программы.
Направление 2. Интеграция ценностей светского и религиозного образования.
Цель: осуществление паритетного взаимодействия образовательных организаций с религиозными организациями, основанного на духовных идеалах и традиционных моральных нормах.
Составляющие:
- духовные традиции как основа нравственного воспитания личности;
- региональная система духовного просвещения и образования;
- интеграция программ светского и религиозного образования.
Направление 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание - сфера педагогической ответственности.
Цель: профессиональная подготовка кадров к реализации концептуальных основ духовно-нравственного воспитания; осуществление общественного участия в процессе духовно-нравственного воспитания.
Составляющие:
- региональный компонент в системе духовно-нравственного образования;
- научно-методическое сопровождение духовно-нравственного образования;
- религиозные программы и проекты духовно-нравственного воспитания.
Направление 4. Семья как первооснова Отечества.
Цель: педагогическая поддержка семьи по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания личности.
Составляющие:
- социальная поддержка семьи и детства (региональные программы и проекты);
- повышение педагогической культуры родителей;
- воспитание основ семейной культуры.

6. Заключение

В новых социокультурных условиях общество и государство нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизни человека, государства, общества. Поэтому духовно-нравственное воспитание детей и молодежи должно осуществляться на основе системной, целенаправленной и согласованной деятельности органов государственной власти, общественных и религиозных организаций.
Система духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области является ключевым фактором становления и развития личности гражданина страны, носителя базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области.


------------------------------------------------------------------