Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Администрации Смоленской области от 06.05.2014 N 327 "Об утверждении плана мероприятий "



АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. № 327

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ")
"ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2013 - 2018 ГОДЫ)"

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Смоленской области (2013 - 2018 годы)" (далее также - план мероприятий).
2. Департаменту Смоленской области по социальному развитию (Ю.Э. Новикова), Департаменту бюджета и финансов Смоленской области (И.А. Савина), Департаменту Смоленской области по здравоохранению (В.И. Степченков) обеспечить исполнение плана мероприятий.
3. Признать утратившим силу постановление Администрации Смоленской области от 23.02.2013 № 108 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Смоленской области (2013 - 2018 годы)".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Смоленской области О.В. Окуневу.

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ





Утвержден
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 06.05.2014 № 327

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

1. Общее описание "дорожной карты"

Основной целью реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Смоленской области (2013 - 2018 годы)" является обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Смоленской области услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будет способствовать модернизация системы социального обслуживания населения Смоленской области, основанная на совершенствовании областной законодательной и иной нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости, возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, осуществление эффективного контроля их предоставления, реализацию мероприятий по сохранению кадрового потенциала и повышению престижа профессии социальных работников, в том числе переход на эффективный контракт, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, недопущение образования очереди на получение услуг социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в форме социального сопровождения.
В Смоленской области в настоящее время осуществляет деятельность 61 областное государственное учреждение социального обслуживания (далее также - учреждения социального обслуживания):
23 стационарных учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов: 1 геронтологический центр, 14 домов-интернатов общего типа и 8 психоневрологических интернатов;
23 комплексных центра социального обслуживания населения;
11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей;
1 социально-оздоровительный центр;
1 центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.
Общая штатная численность работников учреждений социального обслуживания составляет 8116 штатных единиц. Утвержденная коечная сеть составляет 5065 коек (из них 4934 койки круглосуточного пребывания, 131 койка дневного пребывания), действующая коечная сеть - 4394 койки (в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов - 3531 койко-место; в комплексных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 94 койко-места; в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, детском доме-интернате для умственно отсталых детей и социально-оздоровительном центре - 769 койко-мест). Количество обслуживаемых граждан на дому в комплексных центрах социального обслуживания населения составляет 8691 человек.
На 1 января 2014 года штатная численность социальных работников учреждений социального обслуживания составляла 1508 единиц, списочная численность - 1276 человек. Штатная численность социальных работников учреждений здравоохранения составляла 28 единиц, списочная численность - 19 человек.
Размер средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания составил в 2013 году 12091 рубль, или 59,3 процента к уровню средней заработной платы по Смоленской области - 20403 рубля.
Размер средней заработной платы социальных работников составил в 2013 году 10390 рублей, или 50,9 процента к уровню средней заработной платы по Смоленской области.
В 2013 году проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в социальной сфере, оптимизацию бюджетной сети, в том числе за счет уменьшения количества невостребованных социальных услуг:
1) создано смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Издешковский психоневрологический интернат для инвалидов молодого возраста";
2) смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Краснинский комплексный центр социального обслуживания населения" и областное государственное бюджетное учреждение "Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения" объединены в одно учреждение - областное государственное бюджетное учреждение "Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения";
3) открыто 6 новых отделений социальной реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе с отклонениями в умственном развитии (смоленское областное государственное автономное учреждение "Рославльский комплексный центр социального обслуживания населения", смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Вяземский комплексный центр социального обслуживания населения", областное государственное бюджетное учреждение "Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения"; смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", смоленское областное государственное автономное учреждение "Геронтологический центр "Вишенки");
4) в 7 учреждениях социального обслуживания открыты отделения милосердия;
5) в короткие сроки (май - сентябрь 2013 года) в 24 комплексных центрах социального обслуживания введена бесплатная услуга "Социальное такси". Данная услуга позволяет обеспечить беспрепятственный доступ отдельных категорий граждан к социально значимым объектам и является востребованной во всех муниципальных образованиях Смоленской области;
6) с июля 2013 года в 7 комплексных центрах социального обслуживания населения введена услуга "Социальная столовая".
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597) приняты:
- постановление Администрации Смоленской области от 18.02.2013 № 97 "О повышении размера базового должностного оклада по профессиональной квалификационной группе "Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг", в соответствии с которым базовый оклад социального работника повышен в 1,2 раза с 1 марта 2013 года;
- постановление Администрации Смоленской области от 25.06.2013 № 497 "О повышении размера базового должностного оклада по профессиональной квалификационной группе "Должности специалистов второго уровня, осуществляющих предоставление социальных услуг", в соответствии с которым базовый оклад социального работника повышен с 1 июля 2013 года в 1,227 раза;
- постановление Администрации Смоленской области от 19.09.2013 № 695 "О повышении заработной платы работников областных государственных учреждений", в соответствии с которым базовый оклад социального работника повышен с 1 сентября 2013 года 1,055 раза;
- постановление Администрации Смоленской области от 25.06.2013 № 496 "О внесении изменений в Положение о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания", в соответствии с которым устанавливаются перечни должностей, профессий работников учреждений социального обслуживания, относимых к административно-управленческому, основному и вспомогательному персоналу, а также предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания в размере не более 40 процентов;
- постановление Администрации Смоленской области от 02.12.2013 № 1003 "О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 14.11.2008 № 620", в соответствии с которым руководителем учреждения социального обслуживания обеспечивается соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждения социального обслуживания в кратности от 1,4 до 2; устанавливается предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения социального обслуживания и средней заработной платы работников учреждения социального обслуживания в кратности 4,5 за отчетный год.
В смоленском областном государственном автономном учреждении "Рославльский комплексный центр социального обслуживания населения", областном государственном бюджетном учреждении "Смоленский комплексный центр социального обслуживания населения" открыты компьютерные классы для пожилых граждан.
В рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 02.03.2011 № 123, 40 граждан пожилого возраста прошли обучение компьютерной грамотности и по оказанию медицинской самопомощи в "Институте третьего возраста".
В учреждениях социального обслуживания введены дополнительные платные социальные услуги (по уборке придомовых территорий, обработке приусадебных участков, разделке дров, индивидуальные и групповые занятия с узкими специалистами и др.); осуществляется предпринимательская деятельность (швейные мастерские по пошиву постельного белья, хлебопекарня, мастерская по производству ритуальных принадлежностей и др.). Это позволило увеличить внебюджетные поступления и создать условия для повышения заработной платы работников данных учреждений.
Трудовые договоры руководителей учреждений социального обслуживания приведены в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения.
Проведена работа по формированию независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги:
- утвержден план мероприятий по формированию в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (распоряжение Администрации Смоленской области от 08.05.2013 № 715-р/адм "Об организации работы по формированию в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги");
- создан Общественный совет при Департаменте Смоленской области по социальному развитию по вопросам формирования в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (далее также - Общественный совет), а также утверждено Положение об Общественном совете (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 21.05.2013 № 462 "Об организации работы по формированию в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги"). В функции Общественного совета входят формирование независимой системы оценки качества работы учреждений; разработка и утверждение порядка проведения независимой оценки качества работы учреждений, включая определение показателей оценки и периодичность проведения мониторинга, формирование рейтинга учреждений.
Утвержден персональный состав Общественного совета (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 10.06.2013 № 528 "Об утверждении состава Общественного совета при Департаменте Смоленской области по социальному развитию по вопросам формирования в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги"), в состав которого вошли представители общественных организаций, образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, представители других заинтересованных организаций.
В 2013 году проведено два заседания Общественного совета, на которых были рассмотрены рейтинги по результатам независимой оценки качества работы областных государственных учреждений социального обслуживания. Результаты рейтинга и информация о функционировании независимой системы оценки качества размещены на сайте Департамента Смоленской области по социальному развитию.
В рамках подготовки к реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" проводится работа, направленная на совершенствование правовых и организационных основ социального обслуживания, повышение качества и эффективности социальных услуг.
Приняты областной закон от 27 февраля 2014 года № 4-з "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере социального обслуживания граждан", областной закон от 27 февраля 2014 года № 5-з "О внесении изменений в областной закон "О социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Смоленской области".
Будут приняты 2 новых областных закона и более 20 соответствующих подзаконных актов.
Разработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Смоленской области до 2020 года.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания
населения в Смоленской области

Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения в Смоленской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
1. Одними из важных социально-демографических процессов являются сокращение численности и старение населения Смоленской области.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность населения Смоленской области сократилась на 64 тысячи человек по сравнению с переписью населения 2002 года; доля граждан старше трудоспособного возраста в общей численности населения возросла с 23,5 процента в 2002 году до 24,2 процента в 2010 году.
В сельской местности Смоленской области проживает 27,2 процента всех граждан старше трудоспособного возраста. Многие отдаленные сельские населенные пункты не имеют в достаточном количестве предприятий торговли, бытового обслуживания, фельдшерско-акушерских пунктов, аптек.
Увеличение доли пожилых людей вызывает необходимость расширения спектра социальных услуг, особенно в сельской местности, повышения их доступности и качества.
2. Не в должной мере развит рынок социальных услуг. В 2014 году начата работа по внедрению механизма государственно-частного партнерства в систему социального обслуживания населения в целях повышения уровня и качества предоставления социальных услуг и обеспечения гражданам возможности выбора поставщика услуг.
3. Требуются дальнейшее развитие социально-реабилитационных услуг и открытие в связи с этим новых структурных подразделений в учреждениях социального обслуживания, необходимых для организации комплексной реабилитации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе профессиональной, социальной, психологической реабилитации.
4. Материально-техническая база отдельных учреждений социального обслуживания устарела. В настоящее время из 312 зданий стационарных учреждений 1 нуждается в реконструкции, большая часть зданий требует текущего ремонта.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей расположены преимущественно в зданиях бывших детских дошкольных образовательных учреждений, площади помещений которых не соответствуют требованиям, предъявляемым к данным учреждениям, и нуждаются в реконструкции.

3. Цели "дорожной карты"

Целями "дорожной карты" являются:
1) совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
2) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
3) организация взаимодействия специалистов различных профилей и координация их действий, направленная на полное удовлетворение потребности населения в предоставлении социальных услуг, в том числе на координацию их деятельности по профилактике трудной жизненной ситуации;
4) изменение схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания;
5) развитие социально-реабилитационных услуг;
6) повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания;
7) оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, развития новых форм социального обслуживания, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
8) доведение размера средней заработной платы социальных работников к 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы в Смоленской области;
9) развитие приносящей доход деятельности учреждений социального обслуживания.

4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"

1. Оптимизация структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания населения - динамика сокращения численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения. К 2018 году сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения, в совокупности за 2014 - 2017 годы должно составлять не менее 15 процентов к показателю 2013 года (100 процентов от фактической среднесписочной численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения).
Оптимизация численности будет обеспечиваться путем повышения нагрузки, интенсификации труда, перевода мало востребованных социальных услуг на платную основу, ликвидации непрофильных для социального обслуживания населения подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга.
Заключение дополнительных соглашений (трудовых договоров) с руководителями учреждений социального обслуживания о соблюдении целевых значений повышения оплаты труда работникам учреждений социального обслуживания с целью повышения оплаты труда работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597. Использование в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении стимулирующих выплат соотношения его средней заработной платы со средней заработной платой работников учреждения. Приведение трудовых договоров руководителей учреждений социального обслуживания в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения.
Оптимизация структуры сети учреждений социального обслуживания в 2014 году: закрытие смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Гагаринский дом-интернат для престарелых и инвалидов"; присоединение смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Угранский комплексный центр социального обслуживания населения" к смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "Вяземский комплексный центр социального обслуживания населения"; реорганизация смоленского областного государственного автономного учреждения "Теренинский дом-интернат для престарелых и инвалидов" путем присоединения к смоленскому областному государственному бюджетному учреждению "Ельнинский комплексный центр социального обслуживания населения" в качестве отделения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов; перепрофилирование смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Десногорский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнышко" в смоленское областное государственное бюджетное учреждение "Десногорский центр социальной помощи семье и детям "Солнышко", что позволит создать схему развития и размещения учреждений социального обслуживания, полностью обеспечивающую потребность населения в социальных услугах. Таким образом, проведение дальнейшей оптимизации является нецелесообразным, так как может привести к ухудшению качества социального обслуживания и возникновению очереди на получение социальных услуг.
2. Повышение оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания и здравоохранения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597.
3. Развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания в рамках поэтапного внедрения эффективного контракта, повышения уровня профессионального мастерства.
Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда работников, по переходу на эффективный контракт.

Проведение мероприятий по аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт в соответствии с рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 года № 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта.
4. Дальнейшее развитие независимой оценки качества работы областных государственных учреждений социального обслуживания в целях совершенствования социального обслуживания, обеспечения доступности, повышения эффективности и качества социальных услуг.
5. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
составления реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Смоленской области;
утверждения тарифов на социальные услуги, новых стандартов качества предоставления гражданам социальных услуг, нормативов штатных расписаний учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов;
внедрения механизма государственно-частного партнерства в систему социального обслуживания населения в целях повышения уровня и качества предоставления социальных услуг и обеспечения гражданам возможности выбора поставщика услуг путем привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
расширения спектра социальных услуг и повышения их качества путем проектирования и строительства учреждений, которые будут оказывать более современный и широкий спектр социальных услуг;
строительства и введения в эксплуатацию дома-интерната для пожилых людей в деревне Мольгино Новодугинского района на 54 койко-места;
совершенствования социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, на основе межведомственного взаимодействия специалистов различных профилей путем дальнейшего развития мобильных бригад;
внедрения стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста";
укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания в рамках реализации областных долгосрочных и ведомственных целевых программ, софинансирования социальной программы за счет направления субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджет Смоленской области;
реализации мероприятий областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы.
6. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
7. Развитие приносящей доход деятельности.
8. Продолжение работы по привлечению необходимых работников на условиях договора аутсорсинга.
9. Совершенствование социального обслуживания, предусматривающее социальное сопровождение путем предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе требующих привлечения на основе межведомственного взаимодействия специалистов различных профилей (специальностей).
10. Разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику и устранение причин и условий, способных привести к возникновению трудной жизненной ситуации граждан, предусматривающих организацию информационно-просветительской работы в средствах массовой информации, развитие социальной инфраструктуры, внедрение современных методик и социальных технологий.

5. Контрольные показатели реализации "дорожной карты"

№ п/п
Наименование контрольного показателя
Единица измерения
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения в том числе:
%
99,8
100
100
100
100
100
1.1.
В стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа
%
100
100
100
100
100
100
1.2.
В стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля
%
100
100
100
100
100
100
1.3.
В стационарных учреждениях социального обслуживания для детей
%
100
100
100
100
100
100
1.4.
В полустационарных учреждениях социального обслуживания
%
x
x
x
x
x
x
1.5.
В учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому
%
99,3
100
100
100
100
100
2.
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности
%
0
0,8
1,6
2,5
3,8
5
3.
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий в общем количестве зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий
%
0,6
0,3
0,3
0,3
0
0
4.
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, в общем количестве учреждений всех форм собственности
%
1,8
2,6
4,4
6,7
8,8
10
5.
Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей
%
6,2
6,2
6,4
6,5
6,7
6,9
6.
Обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для взрослых на 10 тыс. жителей
мест
42
42
42
41
41
41
7.
Обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов на 10 тыс. жителей
мест
3,7
3,7
3,7
3,7
3,7
3,7

6. Показатели нормативов региональной "дорожной карты"

Показатели нормативов региональной "дорожной карты" представлены в приложении к настоящему плану мероприятий ("дорожной карте").

7. План мероприятий

№ п/п
Мероприятие
Ожидаемый результат
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1
2
3
4
5
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения Смоленской области
1.1.
Разработка и реализация планов и схем оптимизации структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания:
выявление неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений;
оценка возможности перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций;
создание нового учреждения социального обслуживания
выявление неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений и перепрофилирование данных услуг и подразделений;
перевод ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций.
Подготовка отчетов по оптимизации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
1.2.
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания:
ведение паспортов комплексной безопасности;
принятие мер по устранению вскрытых недостатков;
анализ расходов на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях социального обслуживания и др.
обеспечение сохранности и безопасности учреждений социального обслуживания, экономия финансовых средств (непредвиденных расходов) на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и восстановление утраченного имущества. Представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию, "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" (по согласованию), санитарно-эпидемиологические службы (по согласованию)
1.3.
Реализация мероприятий, направленных на улучшение кадрового обеспечения социального обслуживания в целях повышения качества предоставления социальных услуг в условиях оптимизации системы социального обслуживания, в том числе:
динамика заполнения вакантных должностей;
обучение и повышение квалификации работников;
развитие наставничества в социальной сфере
улучшение кадрового обеспечения социального обслуживания в целях повышения качества предоставления социальных услуг в условиях оптимизации системы социального обслуживания
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
1.4.
Анализ качества и доступности предоставления населению социальных услуг учреждениями социального обслуживания, в том числе проведение социологического исследования среди получателей услуг учреждений социального обслуживания
представление по запросам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации по предоставлению социальных услуг населению в Смоленской области;
доведение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью получения социальных услуг к 2018 году не менее чем до 95 процентов
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
1.5.
Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг
повышение эффективности расходования средств, полученных от взимания платы
с граждан за предоставление социальных услуг
2014 год
Департамент Смоленской области по социальному развитию
1.6.
Анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг
представление информации об эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно начиная с 2015 года
Департамент Смоленской области по социальному развитию
2. Совершенствование областного законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания
2.1.
Разработка и принятие областных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", в том числе:
формирование новой областной законодательной и иной нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения в Смоленской области
2014 - 2015 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
областного закона "О внесении изменений в областной закон "О социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Смоленской области"

февраль 2014 г.
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
областного закона "О разграничении полномочий органов государственной власти Смоленской области в сфере социального обслуживания граждан"

февраль 2014 г.
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
областного закона "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, на территории Смоленской области"

в течение 1 месяца после принятия Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
областного закона "Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"

до 01.05.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об органе государственной власти Смоленской области, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Смоленской области в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан"

в течение 1 месяца после принятия Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг"

в течение 1 месяца после принятия:
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов";
- Приказа
Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания";
- Приказа Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания";
- Приказа Минтруда России "Об утверждении примерного порядка предоставления социальных услуг на дому"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об установлении порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг"

в течение 1 месяца после принятия Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении Порядка осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Смоленской области при предоставлении социальных услуг и при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)"

в течение 1 месяца после принятия Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Смоленской области"

в течение 1 месяца после принятия:
- Приказа Минтруда России "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания";
- Приказа Минтруда России "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания"
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об определении размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Смоленской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об установлении мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об установлении порядка принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание граждан в стационарные организации социального обслуживания граждан со специальным социальным обслуживанием граждан"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
постановления Администрации Смоленской области "Об установлении порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении услуг указанными организациями"

в течение 1 месяца после принятия:
- Приказа Минтруда России "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
- Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендуемых нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания"
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области"

в течение 1 месяца после принятия Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендуемых норм питания получателей социальных услуг"
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг"

в течение 1 месяца после принятия:
- Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг";
- Приказа Минтруда России "Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг"
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"

в течение 1 месяца после принятия:
- Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг";
- Приказа Минтруда России "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети Интернет"
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об установлении порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Смоленской области"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "О ведении учета и отчетности в сфере социального обслуживания граждан в Смоленской области"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан в Смоленской области в соответствии с федеральными и областными законами"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "О разработке и реализации мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "О разработке и апробации методик и технологий в сфере социального обслуживания граждан"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
приказа начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию "Об организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг"

до 01.07.2014
Департамент Смоленской области по социальному развитию
2.2.
Внедрение в систему социального обслуживания механизма частногосударственного партнерства и привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания
принятие в соответствии с федеральным законодательством областных правовых актов, регулирующих отношения частногосударственного партнерства в системе социального обслуживания Смоленской области
2014 - 2015 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию
3.1.
Обобщение и анализ результатов реализации мероприятий областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы, в том числе: подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения"; подпрограммы "Доступная среда"
охват социальными услугами к 2018 году 100 процентов пожилых людей из числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании; представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информации о реализации подпрограммы "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы
2014 - 2016 годы начиная с февраля 2015 года ежегодно в феврале
Департамент Смоленской области по социальному развитию
3.2.
Заключение межведомственного соглашения между учреждениями социального обслуживания и учреждениями здравоохранения и аптечными учреждениями, направленного на обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов лекарственными препаратами. Обеспечение взаимодействия между организациями здравоохранения, аптечными организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом
реализация комплекса мер, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и соответствующими федеральными органами, по взаимодействию между организациями здравоохранения, аптечными организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом;
полный охват маломобильных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста услугой по доставке лекарственных препаратов на дом.
Представление отчета в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
2014 - 2018 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению
3.3.
Обобщение опыта работы учреждений социального обслуживания по социальному сопровождению граждан (семей), попавших в трудную жизненную ситуацию
рекомендации учреждениям социального обслуживания по реализации выявленного положительного опыта работы других учреждений социального обслуживания по социальному сопровождению граждан (семей), попавших в трудную жизненную ситуацию;
организация обмена данным опытом;
выполнение учреждениями социального обслуживания рекомендаций, представленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по реализации положительного опыта других субъектов Российской Федерации по социальному сопровождению граждан (семей), попавших в трудную жизненную ситуацию
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
4. Сокращение очереди на получение социальных услуг
4.1.
Реализация перспективных схем развития учреждений социального обслуживания и строительство объектов социального обслуживания
строительство второй очереди смоленского областного государственного бюджетного учреждения "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки" (Областная адресная инвестиционная программа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденная постановлением Администрации Смоленской области от 28.12.2012 № 1097);
строительство дома-интерната для пожилых людей в деревне Мольгино Извековского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области.
Представление отчета в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
2014 - 2015 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию
4.2.
Укрепление материально-технической базы областных стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования социальной программы за счет направления субсидий Пенсионным фондом Российской Федерации в областной бюджет
реализация соответствующих мероприятий областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы, недопущение образования очереди на получение социальных услуг, повышение качества предоставляемых социальных услуг, в частности, в сельской местности
начиная с 2014 года
Департамент Смоленской области по социальному развитию, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области (по согласованию)
4.3.
Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания за счет реализации мероприятий, предусмотренных областной государственной программой "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы
повышение качества социального обслуживания, обеспечение предоставления новых видов социальных услуг (в том числе платных услуг)
2014 - 2016 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию
4.4.
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания, и представление предложений, направленных на внесение изменений в действующие нормативы и правила, исходя из практики их применения в Смоленской области и современных требований жизнеустройства в учреждениях социального обслуживания
направление предложений в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации по внесению изменений в строительные, эпидемиологические и гигиенические правила и нормативы, правила комплексной безопасности, регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания, в целях совершенствования законодательства
2014 - 2015 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области, учреждения социального обслуживания
4.5.
Обобщение опыта работы учреждений социального обслуживания по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам в учреждениях социального обслуживания
рекомендации учреждениям социального обслуживания по реализации выявленного положительного опыта работы других учреждений социального обслуживания по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам;
организация обмена данным опытом;
выполнение учреждениями социального обслуживания рекомендаций, представленных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по реализации положительного опыта других субъектов Российской по предоставлению социальных услуг пожилым гражданам в учреждениях социального обслуживания
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию, учреждения социального обслуживания
4.6.
Организация работы учреждений социального обслуживания на основании механизма нормативно-подушевого финансирования
оказание социальных услуг с использованием механизма нормативно-подушевого финансирования
2014 год
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области, учреждения социального обслуживания
4.7.
Утверждение нормативов подушевого финансирования социальных услуг в учреждениях социального обслуживания
принятие правовых актов Смоленской области;
возможность выбора поставщика социальных услуг;
развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания населения
2014 - 2015 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию, иные органы исполнительной власти Смоленской области
4.8.
Осуществление мероприятий, направленных на внедрение систем нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных Приказами Минтруда России от 31.05.2013 № 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда" и от 30 сентября 2013 г. № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях", в том числе учитывая, что в соответствии со статьей 159 Трудового кодекса Российской Федерации системы нормирования труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором в соответствии с приказами начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 20.09.2013 № 931 "Об утверждении методических рекомендаций по отдельным вопросам организации деятельности комплексных центров социального обслуживания населения" и от 13.02.2014 № 146 "Об утверждении методических рекомендаций по отдельным вопросам организации деятельности комплексных центров социального обслуживания населения"
интенсификация труда социальных работников, оптимизация численности социальных работников
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
4.9.
Внедрение наилучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания и расширение их участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам
выполнение рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по внедрению наилучших практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания и расширению их участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам;
повышение доступности социальных услуг
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
Приказом Минтруда России от 01.07.2013 № 287 утверждены
Методические рекомендации по разработке органами государственной
власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления показателей эффективности деятельности
подведомственных государственных (муниципальных) учреждений
социального обслуживания населения, их руководителей и работников
по видам учреждений и основным категориям работников, а не
методические рекомендации.
------------------------------------------------------------------
4.10.
Внедрение показателей эффективности деятельности основных категорий работников в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минтруда России от 01.07.2013 № 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников", и заключение трудовых договоров в соответствии с примерной формой трудового договора (эффективного контракта) на основании приказов начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 12.08.2013 № 786 "Об утверждении показателей эффективности деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания, их руководителей и работников из числа основного персонала и критериев их оценки" и от 12.08.2013 № 787 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания и их руководителей", утверждающих показатели эффективности деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания, критерии их оценки и порядок проведения оценки эффективности в целях реализации Приказа Минтруда России от 01.07.2013 № 287 "О методических рекомендациях по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников"
осуществление контроля за показателями эффективности деятельности основных категорий работников
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы организаций
5.1.
Проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги.
Обеспечение координации работы по реализации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (распоряжение Администрации Смоленской области от 08.05.2013 № 715-р/адм "Об организации работы по формированию в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги");
активизация участия социально ориентированных некоммерческих организаций в проведении независимой оценки
проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги, выделение финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
5.2.
Завершение с участием общественных организаций, профессиональных сообществ, независимых экспертов формирования в Смоленской области общественных советов по проведению независимой оценки качества работы организаций и составлению рейтингов (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 21.05.2013 № 462 "Об организации работы по формированию в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги")
проведение независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги, и составление рейтингов
ежегодно
Общественный совет
5.3.
Обеспечение организационно-технического сопровождения деятельности Общественного совета (приказ начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 10.06.2013 № 528 "Об утверждении состава Общественного совета при Департаменте Смоленской области по социальному развитию по вопросам формирования в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги")
проведение заседаний Общественного совета
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
5.4.
Проведение мониторинга работы организаций социального обслуживания, формирование независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, и составления рейтингов их деятельности в соответствии с принятыми нормативными и методическими документами.
На заседании Общественного совета при Департаменте Смоленской области по социальному развитию по вопросам формирования в Смоленской области независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, был определен рейтинг областных государственных комплексных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведомственном подчинении Департамента Смоленской области по социальному развитию и предоставляющих социальные услуги в стационарных, полустационарных условиях и на дому, для проведения оценки качества их работы (протокол заседания Общественного совета от 29.08.2013 № 2-ОС).
Результаты рейтинга размещены на официальном сайте Департамента Смоленской области по социальному развитию: www.socrazvitie67.ru
публикация рейтингов деятельности, разработка и утверждение планов по улучшению качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (по каждой организации)
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
5.5.
Осуществление деятельности попечительских советов в учреждениях социального обслуживания
повышение эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания, улучшение их материально-технической базы
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию, учреждения социального обслуживания
5.6.
Организация информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания в Смоленской области, видах и условиях предоставления социальных услуг;
принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию, включая Интернет-ресурсы;
установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований
повышение информированности населения о системе социального обслуживания в Смоленской области
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию,
учреждения социального обслуживания
6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности профессии социальных работников учреждений социального обслуживания, совершенствование системы оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания
6.1.
Участие в реализации мер по повышению заработной платы работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597

ежегодно

6.1.1.
Принятие мер по повышению кадрового потенциала социальных работников учреждений социального обслуживания.
Разработка плана мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания
утверждение планов мероприятий по повышению кадрового потенциала работников учреждений социального обслуживания;
развитие кадрового потенциала системы социального обслуживания населения путем повышения уровня профессионального мастерства;
доведение доли ежегодно обученных работников не менее чем до 30 процентов
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.2.
Сбор и обобщение данных о численности социальных работников, занятых на штатных должностях в учреждениях социального обслуживания
подготовка по запросу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации о численности социальных работников, занятых на штатных должностях в учреждениях социального обслуживания, и их средней заработной плате
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.3.
Повышение заработной платы за счет средств областного бюджета социальным работникам на 10 процентов
увеличение заработной платы
ежегодно 1 марта (с 2014 по 2018 год)
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.4.
Проведение мероприятий по привлечению средств на повышение оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания за счет интенсификации труда, оптимизации инфраструктуры с целью внедрения комплексного подхода к организации социальных служб, внедрения комплексного подхода при преобразовании учреждений, предоставляющих социальные услуги, оптимизации численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения, ликвидации структурных подразделений учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, мало востребованные населением
к 2018 году данное сокращение численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения, в совокупности за 2014 - 2017 годы должно составлять не менее 15 процентов к показателю 2013 года (100 процентов от фактической среднесписочной численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения). Сокращение работников может обеспечиваться путем перевода мало востребованных социальных услуг на платную основу, ликвидации непрофильных для социального обслуживания населения подразделений, перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.5.
Подготовка правового акта, регламентирующего поэтапное повышение оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597
подготовка правового акта Смоленской области;
доведение соотношения заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания со средней заработной платой по Смоленской области до целевых значений (100 процентов) в 2017 году
2014 - 2017 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.6.
Расчет потребности и учет при формировании областного бюджета расходов на повышение заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 в части повышения оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания
принятие областного закона об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и последующих областных законов об областном бюджете до 2018 года;
доведение соотношения заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания со средней заработной платой по Смоленской области до целевых значений (100 процентов) в 2017 году
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.7.
Мероприятия, направленные на повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда социальных работников, по переходу на эффективный контракт
повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда социальных работников учреждений социального обслуживания, по переходу на эффективный контракт
2014 год
учреждения социального обслуживания
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329 утверждена
типовая форма трудового договора с руководителем государственного
(муниципального) учреждения, а не типовая форма.
------------------------------------------------------------------
6.1.8.
Заключение трудовых договоров с вновь назначаемыми руководителями учреждений социального обслуживания о соблюдении целевых значений повышения оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения"
повышение ответственности руководителей учреждений социального обслуживания, 100-процентное приведение трудовых договоров в соответствие с типовой формой
начиная с 2014 года
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.9.
Проведение разъяснительной работы в учреждениях социального обслуживания по этапам проведения мероприятий по повышению оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, о соотношениях заработной платы и другим вопросам с привлечением широкой общественности и профсоюзов, обсуждение хода реализации на заседаниях трехсторонней комиссии
выступления и публикации руководителей и специалистов органов исполнительной власти Смоленской области, использование информационных ресурсов в целях достижения максимального уточнения подходов и ключевых действий в отношении повышения оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию, учреждения социального обслуживания
6.1.10.
Осуществление мероприятий по достижению целевых показателей повышения оплаты труда социальным работникам учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597
достижение целевых показателей соотношения заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания со средней заработной платой по Смоленской области до целевых показателей (100 процентов) в 2017 году
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.11.
Контроль за достижением предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания не более 40 процентов в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 25.06.2013 № 496 "О внесении изменений в Положение о системе оплаты труда работников областных государственных учреждений социального обслуживания"
достижение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания не более 40 процентов
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.1.12.
Контроль за соблюдением дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала (административно-управленческого и вспомогательного персонала) учреждений социального обслуживания
оптимизация расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.2.
Организация работы по поэтапному переводу социальных работников учреждений социального обслуживания на эффективный контракт, включая определение критериев выбора переводимых на эффективный контракт социальных работников учреждений социального обслуживания и сроков их перевода на него, в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
поэтапный перевод социальных работников учреждений социального обслуживания на эффективный контракт, включая определение критериев выбора переводимых на эффективный контракт социальных работников учреждений социального обслуживания и сроков их перевода на него
2013 - 2014 годы
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.3.
Утверждение плана проведения аттестации специалистов с последующим переводом на эффективный контракт. Заключение новых трудовых договоров с социальными работниками учреждений социального обслуживания в рамках эффективного контракта в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
контроль за осуществлением своевременной аттестации работников учреждений социального обслуживания, заключение новых трудовых договоров с социальными работниками учреждений социального обслуживания в рамках поэтапного внедрения эффективного контракта; направление аналитической справки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно, начиная с 2014 года
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.4.
Организация работы по повышению квалификации и переподготовке работников учреждений социального обслуживания с целью обеспечения их соответствия современным квалификационным требованиям, в том числе работников, занимающихся вопросами трудовых отношений и оплаты труда, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников на основании приказов начальника Департамента Смоленской области по социальному развитию от 12.08.2013 № 787, от 12.08.2013 786, утверждающих показатели эффективности деятельности областных государственных учреждений социального обслуживания, критерии их оценки и порядок проведения оценки эффективности
внедрение профессиональных стандартов в сфере социального обслуживания населения и их отражение в должностных инструкциях работников в целях повышения эффективности работы и качества обслуживания, достижение 30 процентов переобучения к 2018 году
ежегодно, начиная с 2014 года
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.5.
Организация работы по проведению контроля за выполнением в полном объеме мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"), включая представление ими сведений о доходах и имуществе и размещение их в сети Интернет
проведение контрольных мероприятий
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.6.
Осуществление контроля за обеспечением соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5, в том числе путем принятия соответствующих нормативных правовых актов
проведение мониторинга обеспечения соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания до 1:0,7 - 1:0,5, направление аналитической справки в Минтруда России
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.7.
Организация работы по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания, а также граждан, замещающих указанную должность, по проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания, а также гражданами, замещающими указанную должность, в том числе в сети Интернет, на основании постановления Администрации Смоленской области от 28.02.2013 № 106 "Об утверждении Положения о представлении лицом, поступающим на должность руководителя областного государственного учреждения, а также руководителем областного государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей", постановления Администрации Смоленской области от 28.03.2013 № 207 "Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей областных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности"
контроль за предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания, а также граждан, замещающих указанную должность, анализ представленных сведений в целях исключения коррупционной составляющей в деятельности руководителя учреждения, 100% размещение в сети Интернет
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.8.
Осуществление контроля за соблюдением предельного (не превышающего более чем в 4,5 раза) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания и средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания за отчетный год, установленного постановлениями Администрации Смоленской области:
от 07.11.2013 № 890 "О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 24.09.2008 № 517";
от 02.12.2013 № 1003 "О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 14.11.2008 № 620"
контроль за соблюдением предельного (не превышающего более чем в 4,5 раза) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания и средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания за отчетный год, направление аналитической справки в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.9.
Организация мониторинга достижения целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597
представление информации в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
подведение итогов (за первое полугодие текущего года и предыдущий год) на заседаниях Смоленской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
ежегодно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.10.
Проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда работникам учреждений социального обслуживания с привлечением широкой общественности и профсоюзов, в том числе проведение конференций, семинаров, встреч, собраний. Анализ обращений работников учреждений, ответы на вопросы, в том числе в средствах массовой информации и на сайтах. Подготовка информации о ходе реализации региональной "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии
проведение конференций, семинаров, встреч, собраний. Представление информации в средства массовой информации и на сайте Департамента Смоленской области по социальному развитию. Рассмотрение информации о ходе реализации региональной "дорожной карты" на заседаниях региональной трехсторонней комиссии
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.11.
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности учреждений социального обслуживания.
Во всех учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов созданы официальные сайты, а также все учреждения социального обслуживания размещают информацию о своей деятельности на официальном сайте: www.bus.gov.ru
контроль за актуализацией официальных сайтов во всех учреждениях социального обслуживания и размещением указанными учреждениями информации о своей деятельности на официальном сайте: www.bus.gov.ru
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.12.
Проведение информационной кампании в средствах массовой информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о функционировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (государственный контракт № 0163200000313001213_88712 "На возмездное оказание услуг для нужд Департамента Смоленской области по социальному развитию", договор от 03.07.2013 № 605 Департамента Смоленской области по социальному развитию с ООО "Смоленские новости" об оказании услуги по информационному освещению в средствах массовой информации и периодической печати вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста согласно пункту 2.14 приложения № 2 Плана реализации областной государственной программы "Социальная поддержка граждан, проживающих на территории Смоленской области" на 2014 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2013 № 974)
повышение информированности потребителей услуг и общественности о проведении независимой оценки и качестве работы организаций, оказывающих социальные услуги
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию
6.13.
Проведение мониторинга функционирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, в Смоленской области
представление отчета о реализации независимой системы в соответствующее отраслевое министерство и копии в Минтруда России, заполнение форм отчетности в информационно-аналитической системе "Мониторинг программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы" в соответствии с Приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 234а (приложение № 2, раздел 3)
постоянно
Департамент Смоленской области по социальному развитию





Приложение
к плану мероприятий
("дорожной карте")
"Повышение эффективности
и качества услуг
в сфере социального
обслуживания населения
Смоленской области
(2013 - 2018 годы)"

ПОКАЗАТЕЛИ
НОРМАТИВОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ "ДОРОЖНОЙ КАРТЫ"

Субъект Российской Федерации: Смоленская область.
Категория работников: социальные работники.

№ п/п
Наименования показателей
2012 г., факт
2013 г., факт
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2014 - 2016 гг.
2013 - 2018 гг.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории (по среднесписочной численности работников) в разрезе субъектов Российской Федерации с учетом региональной специфики <**>
x
8,3
8,5
9,8
9,9
10,1
10,2
120,2
123,9
2.
Число получателей услуг, чел. <**>
x
10800
10968
12302
12498
12685
12876
115,7
119,2
3.
Среднесписочная численность отдельной категории работников, чел. <**>
x
1307
1288
1258
1258
1258
1258
96,3
96,3
4.
Численность населения субъекта Российской Федерации, чел. <**>
977835
971542
965814
959274
952564
945701
938737
98
96,6
5.
Соотношение средней заработной платы социльных работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации, %

6.
По Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы
x
47,5
58
68,5
79
89,5
100
x
x
7.
По субъекту Российской Федерации
x
51,6
58
68,5
79
100
100
x
x
8.
Средняя заработная плата работников по субъекту Российской Федерации, руб. <**>
17941,6
20402,8
21975,4
23784,6
25698,3
28884,9
32264,4
126
158,1
9.
Темп роста к предыдущему году, %
x
113,7
107,7
108,2
108
112,4
111,7
x
x
10.
Среднемесячная заработная плата социальных работников, руб. <**>
6020
10533,5
12745,7
16292,5
20301,7
28884,9
32264,4
192,7
306,3
11.
Темп роста к предыдущему году, %
x
175
121
127,8
124,6
142,3
111,7
x
x
12.
Доля от средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников (план - предложение федерального министерства), %
x
6,6
6,6
6,6
6,6
6,6
6,6
x
x
13.
Размер начислений на фонд оплаты труда, %
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
1,302
x
x
14.
Фонд оплаты труда с начислениями, млн. руб.
170,2
215,1
256,5
320,2
399
567,7
634,2
975,7
2392,7
15.
Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 г., млн. руб.
x
44,9 <*>
41,4
105,1
183,9
352,6
419,1
330,4
1147
16.
В том числе:

17.
За счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, включая дотацию из федерального бюджета, млн. руб. (данные субъекта Российской Федерации)
x
30,8
24,6
84,1
157,8
315,4
377,5
266,5
990,2
18.
Включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации, млн. руб., из них:
x
8,7
21,2
36,8
44,9
72,2
102,6
102,9
286,4
19.
От реструктуризации сети, млн. руб.
x
1,8
3,1
4,2
5,4
5,8
5,8
12,7
26,1
20.
От оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала, млн. руб.
x
6,5
17,3
31,6
38,3
65,2
95,6
87,2
254,5
21.
От сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений, млн. руб.
x
0,4
0,8
1
1,2
1,2
1,2
3
5,8
22.
За счет средств от приносящей доход деятельности, млн. руб.
x
14,1
16,8
21
26,1
37,2
41,6
63,9
156,8
23.
За счет иных источников (решений), включая корректировку консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, млн. руб.
x
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
24.
Итого объем средств, предусмотренный на повышение оплаты труда, млн. руб. (стр. 17 + 22 + 23)
x
44,9
41,4
105,1
183,9
352,6
419,1
330,4
1147
25.
Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, предусмотренного на повышение оплаты труда, % (стр. 18 / стр. 24 x 100%)
x
19,4
51,2
35
24,4
20,5
24,5
31,1
25
26.
Среднесписочная численность иных работников, чел. <**>
x
4050
4012
3980
3950
3860
3770
97,5
93,1
27.
Среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания, чел. <**>
x
5357
5300
5238
5208
5118
5028
97,2
93,9

--------------------------------
<*> Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2012 году.
<**> Темп роста 2018, 2016 годов к 2013 году.


------------------------------------------------------------------