Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.04.2014 N А62-7345/2013 <О признании недействующим пункта 5 решения Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.10.2013 N 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога" в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу № А62-7345/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17.04.2014
Полный текст решения изготовлен 24.04.2014
Арбитражный суд Смоленской области в составе председательствующего Алмаева Р.Н., судей Бажановой Е.Г., Яковенковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Транс Инвест" (ОГРН 1106714000656; ИНН 6714031196)
к Совету депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735017536; ИНН 6714025940)
третье лицо: администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735021782; ИНН 6714026291)
с участием Прокуратуры Смоленской области
о признании недействующим решения № 63 от 03.10.2013 при участии:
от заявителя: С.В.Г. - представитель (доверенность, паспорт),
от ответчика: П.Ю.Ю. - представитель (доверенность, паспорт);
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;
от Прокуратуры: Попова Е.В. (удостоверение);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Транс Инвест" (далее - ООО "Альфа Транс Инвест", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - Совет депутатов, ответчик) от 03.10.2013 № 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее - Администрация); в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в процесс вступила Прокуратура Смоленской области.
Из материалов дела следует, что Общество является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами 67:18:0030101:903, 67:18:0030101:975 расположенных по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с.п. Стабенское, отнесенных к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, предназначенных для строительства транспортно-логистического производственного комплекса (л.д. 37 - 47).
Решением Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.10.2013 № 63 (далее - решение № 63) утверждено Положение о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога (л.д. 13 - 16).
Указанное решение № 63 опубликовано в газете "Сельская правда" № 34 от 10.10.2013.
Пунктом 5 данного решения его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что решение № 63 не может вступать в силу ранее, чем с 01.01.2014. Однако в пункте 5 указанного решения прямо указывается, что оно вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в газете "Сельская правда" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.
Ответчик представил возражение на заявление, указывая на то, что требования заявителя являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, так как решением Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области № 86 от 26.12.2013 в статью 9 Положения о земельном налоге, утвержденного оспариваемым решением, внесены изменения: с 1 января 2014 года на территории Стабенского сельского поселения максимальные ставки земельного налога установлены в следующем размере:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Указанное решение Совета депутатов № 86 от 26.12.2013 опубликовано в газете "Сельская правда" № 9 (7325) от 28.02.2014 (л.д. 88 - 94).
Прокуратура Смоленской области представила отзыв на заявление, в котором указала, что вновь принятые размеры ставок земельного налога в 2 оспариваемом решении № 63 ухудшают положение налогоплательщиков по сравнению с ранее действовавшим решением, в связи с чем нормативный акт не может иметь обратной силы, следовательно, пункт 5 Решения в части слов о распространении действия решения на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, противоречит требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд заявитель обязан указать, какие конкретно права и законные интересы в указанной сфере нарушены оспариваемым актом, в чем заключается характер нарушения и какому закону или иному нормативному акту, обладающему большей юридической силой, противоречит оспариваемый акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Закона № 131-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Устава Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Совет депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области является представительным органом сельского поселения, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Устава Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся, кроме прочего, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов сельского поселения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения с относятся к вопросам местного значения поселения.
В силу статьи 35 Закона № 131-ФЗ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 3 часть 10).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно пункту 4 статьи 12 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (аналогичная норма изложена в статье 387 НК РФ).
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (пункт 3 статьи 47 названного Закона).
Из содержания указанных правовых норм следует, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, в том числе конкретные печатные издания, в которых они публикуются, и сроки опубликования, а также возможность использования других, помимо печатных, средств массовой информации и иных способов ознакомления с ними граждан, должны быть установлены в уставе муниципального образования.
Согласно статье 35 Устава Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области муниципальные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) либо принятия (издания), если иной срок не оговорен в самом правовом акте. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Муниципальные правовые акты, предусматривающие установление, введение местных налогов, предоставление льгот по уплате местных налогов, вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 6).
Советом депутатов принято решение 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога".
Пунктом 5 оспариваемого решения № 63 предусмотрено, что оно вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.

Согласно пункту 1 оспариваемого решения отменено решение Совета депутатов от 08.11.2008 № 48 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области".
В силу пунктов 6, 7 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При рассмотрении вопроса о соответствии пункта 5 оспариваемого решения в части возможности распространения действия нормативного акта о налогах на прошедший период, то есть с 01.01.2013, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (пункт 2 статьи 5 НК РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.06.2012 № 1250-О, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5). Данное правовое регулирование воспроизводит общий принцип действия налоговых норм во времени, в соответствии с которым действие закона распространяется на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе придать закону обратную силу, т.е. распространить его нормы на правоотношения, которые возникли до введения его в действие.
Сравнивая размеры ставок земельного налога, установленные оспариваемым решением № 63, и ставки, установленные решением от 08.11.2008 № 48 (с изменениями и дополнениями), суд приходит к выводу, что вновь установленные ставки (решением № 63) ухудшают положение налогоплательщиков по сравнению с ранее действовавшим актом.
Так в решении от 08.11.2008 № 48 ставка налога для земельных участков с объектами жилищно-коммунального комплекса составляла 0,001% от кадастровой стоимости, в оспариваемом решении - 0,005%; в решении от 08.11.2008 № 48 ставка налога на земельные участки для размещения производственных и административных зданий, промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок была установлена в размере 0,01%, в оспариваемом - 0,05%).
В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 НК РФ).
Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.

Согласно пункту 2 статьи 12 Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога, утвержденного оспариваемым решением № 63, уплата налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, производится за отчетные периоды - до 1 мая, до 1 августа, до 1 ноября; по итогам налогового периода - не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 5 НК РФ федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 НК РФ).
Оспариваемое решение № 63, в котором установлены новые ставки земельного налога, распространило свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, принято 03.10.2013, а официально опубликовано 10.10.2013.
К актам законодательства, перечисленным в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ, которым может быть придана обратная сила, оспариваемое решение № 63 не относится.
Из вышеизложенного следует, что с учетом требований статьи 5 НК РФ данное решение не могло вступить в силу с 01.01.2013. Соответственно установленные этим решением ставки не подлежали применению с 01.01.2013.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ оспариваемое решение № 63 должно вступать в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, т.е. 01.01.2014.
Таким образом, заявление ООО "Альфа Транс Инвест" подлежит удовлетворению в части признания недействующим пункта 5 Решения решения Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.10.2013 № 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога", действия которого распространены на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, в связи с его несоответствием положениям статьи 5 НК РФ.
Ссылка ответчика на решение Совета депутатов № 86 от 26.12.2013 "О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области № 63 от 03.10.2013 г. "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области", согласно которому в оспариваемое решение внесены изменения, а именно: с 1 января 2014 года на территории Стабенского сельского поселения установлены максимальные ставки земельного налога, соответствующие размерам ставок, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, признается судом несостоятельной, поскольку пункт 5 оспариваемого решения в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, не исключен.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Размеры налоговых ставок в оспариваемом решении (статья 9) в редакции решения № 86 от 26.12.2013 установлены в размере, не превышающем установленные пунктом 1 статьи 394 НК РФ пределы.
Сам по себе факт отсутствия экономического обоснования ставок налога не может явиться основанием для признания нормативного акта недействительным, поскольку налоговым законодательством на представительные органы местного самоуправления не возложена обязанность по дополнительному экономическому обоснованию ставок налога в пределах, установленных НК РФ.
Рассматривая вопрос о соответствии пунктов 1, 2, 3, 4 и пункта 5 в части "вступления в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в газете "Сельская правда" решения № 63 статье 5, статьям 387 - 398 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона № 131-ФЗ, суд не установил каких-либо нарушений прав заявителя и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности указанными выше пунктами решения № 63. Доказательства иного в материалах дела отсутствуют. В связи с чем заявление Общества в этой части удовлетворению не подлежит.
Согласно положениям статьи 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать пункт 5 в части распространения его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, решения Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.10.2013 № 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного налога" не соответствующим положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и недействующим.
Признать пункты 1, 2, 3, 4 и пункт 5 в части "вступления в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования в газете "Сельская правда" решения Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 03.10.2013 № 63 "Об утверждении Положения о земельном налоге Стабенского поселения Смоленского района Смоленской области и установлении ставки земельного Аналога" признать соответствующими статье 5, статьям 387 - 398 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в удовлетворении требований в данной части Обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Транс Инвест" отказать.
Взыскать с Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (ОГРН 1056735017536; ИНН 6714025940) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альфа Транс Инвест" (ОГРН 1106714000656; ИНН 6714031196) судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга), кассационная жалоба подается через арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
Р.Н.АЛМАЕВ

Судьи
Е.Г.БАЖАНОВА
В.В.ЯКОВЕНКОВА


------------------------------------------------------------------