Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.07.2014 N А62-1107/2014 <О признании недействующими решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 N 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 N 13" и пункта 11 решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 N 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. по делу № А62-1107/2014

Резолютивная часть решения объявлена 02.07.2014
Полный текст решения изготовлен 04.07.2014
Арбитражный суд Смоленской области в составе председательствующего Еремеевой В.И.,
судей Лукашенковой Т.В., Яковенковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; ИНН 7707049388)
к Шумячскому районному Совету депутатов (ИНН 6720002235; ОГРН 1026700840000),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области (ОГРН 1026700836788; ИНН 6720000157), с участием Прокуратуры Смоленской области
о признании недействующими решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" и решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи в размере 10000%, при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.Е.Д. - представитель (доверенность от 23.01.2013, паспорт); П.Н.М. - представитель (доверенность от 23.01.2013, паспорт); А.В.П. - представитель (доверенность от 23.01.2013, паспорт;
от ответчика: С.Ю.А., представитель (доверенность от 06.06.2014, паспорт);
от третьего лица: С.Ю.О., представитель (доверенность от 08.05.2014 № 1060, паспорт);
от Прокуратуры Смоленской области: Попова Е.В., прокурор отдела (удостоверение),

установил:

открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Шумячскому районному Совету депутатов (далее - Совет депутатов, ответчик) о признании недействующими решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" и решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в части установления ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи в размере 10000% (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области (далее - Администрация), в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступила Прокуратура Смоленской области.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ростелеком" на основании лицензии от 02.09.2011 № 111571 (приложение № 1) обеспечивает эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В порядке пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на основании постановления Администрации МО "Шумячский район" Смоленской области от 18.11.2005 № 384 "О прекращении права на постоянное (бессрочное) пользование земельными участками ОАО "Ростелеком" и постановления Главы МО "Шумячский район" Смоленской области от 06.12.2005 № 415 "О предоставлении в аренду ОАО "Ростелеком" находящихся в государственной собственности земельных участков" Обществу переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 67:24:0030104:121 и 67:24:0030104:0079 на право аренды указанных земельных участков.
Право переоформлено на основании договора аренды от 06.12.2005 № 189, заключенного между Администрацией (арендодатель) и ОАО "Ростелеком" (арендатор), с дополнительными соглашениями.
Предметом указанного договора являются земельные участки:
- с кадастровым номером 67:24:0030104:121 площадью 260 кв. м, разрешенное использование - под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики (подъезд к РРС), расположенный по адресу: Смоленская область, Шумячский район;
- с кадастровым номером 67:24:0030104:79 площадью 19497 кв. м, разрешенное использование - под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики, расположенный по адресу: Смоленская область, Шумячский район, в 1700 м на северо-запад от д. Микудичи по дороге Шумячи - Студенец.
Земельные участки с кадастровыми номерами 67:24:0030104:121 и 67:24:0030104:0079 относятся к землям, на которых расположены объекты связи и объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие эфирную наземную трансляцию общероссийских каналов.
Согласно свидетельствам регистрации радиоэлектронного средства (приложение № 2, 3) на земельных участках, переданных истцу в аренду, зарегистрированы передающие устройства - радиорелейные станции ГТТ-70/6000/1920, 9016210-14-17-19-78-65-93-83 и ГТТ-70/6000/1920, 9016778-58-16-08/-94-85-б/н (приложение № 4 - технический паспорт).
Радиорелейные станции ГТТ-70/6000/1920, 9016210-14-17-19-78-65-93-83 и ГТТ-70/6000/1920, 9016778-58-16-08/-94-85-б/н задействованы в процессе обеспечения трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов на территории России и Беларуси и Украины, что подтверждается временной схемой резервирования ТВ Загрузки "Выход городов Украины и Беларуси для обхода ОРС "Останкино" с учетом реконструкции проводимой ФГУП "РТРС" систем вентиляции, кондиционирования и ЭПУ в аппаратных помещениях останкинской телебашни до внедрения Инвестпроекта ИП/1000905133000 КЦ ОАО "Ростелеком" (приложение № 6). Радиорелейные станции на участках с кадастровыми номерами 67:24:0030104:121 и 67:24:0030104:0079 обозначены на схеме как Русская ПРС 22-61.1.
Распоряжением № 13-4-40776 (приложение № 8) подтверждается, что схема задействована и тракты для обеспечения резервирования ТВ загрузки на города Украины, Белоруссии и региональные центры ЦФО выделены, что свидетельствует об использовании радиорелейных станций в Шумячском районе Смоленской области для трансляции общедоступных общеобязательных теле- и радиоканалов.
Договор заключен на срок с 06.12.2005 по 05.12.2054.
В соответствии с пунктом 3.4 договора аренды размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще 1 раза в год при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисления и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
С 2007 года по 2011 год включительно арендная плата за земельные участки рассчитывалась с учетом ставки арендной платы 60%, установленной пунктом 11 решения Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи.
В связи с принятием Администрацией Смоленской области постановления от 06.10.2011 № 614 "О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Смоленской области", из представленных кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 67:24:0030104:79 площадью 19497 кв. м усматривается, что кадастровая стоимость участка на 03.06.2009 составляла 735621,81 руб., на 29.01.2014 - 4484,31 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:24:0030104:121 площадью 260 кв. м составляла 9809,80 руб., на 29.01.2014 - 59,8 руб.
В связи с уменьшением кадастровой стоимости земельных участков, Шумячским районным Советом депутатов принято решение от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" в пункт 11 внесены изменения: ставка арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, в размере 60% изменена на 10000%.
Письмом от 03.09.2012 № 1926 в адрес заявителя поступило дополнительное соглашение от 30.08.2012 к договору от 06.12.2005 № 189, в котором расчет арендной платы произведен на основании решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" с учетом ставки арендной платы за использование земельных участков в размере 10000%.
Несоблюдение Советом депутатов при установлении ставок принципа экономической обоснованности, по мнению Общества, влекущего нарушение его прав и законных интересов, послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик и Администрация с предъявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзывах. Ответчик указал, что муниципальное образование, несмотря на уменьшение кадастровой стоимости земельного участка (существенное изменение обстоятельств) вправе рассчитывать на получение прибыли от сдачи имущества в аренду на тех же условиях, которые были предусмотрены договором аренды и дополнительными соглашениями к нему.
Прокуратура также не поддержала заявленные требования, указав на отсутствие нарушения прав заявителя оспариваемыми нормативными актами, пояснив, что с учетом существенного уменьшения кадастровой стоимости земельных участков, ставка арендной платы, установленная органом местного самоуправления в размере 10000%, не привела к нарушению его прав.
С учетом ставки 10000% увеличение арендной платы составило 1,6%.
Кроме того, законодательством на органы местного самоуправления возложены обязанности решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), которое осуществляется за счет местного бюджета, формируемого, в том числе, за счет неналоговых платежей.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд заявитель обязан указать, какие конкретно права и законные интересы в указанной сфере нарушены оспариваемым актом, в чем заключается характер нарушения и какому закону или иному нормативному акту, обладающему большей юридической силой, противоречит оспариваемый акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34 Закона № 131-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Устава муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области Шумячский районный Совет депутатов является представительным органом муниципального района, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района.

Согласно пп. 20 п. 2 статьи 20 Устава в исключительной компетенции Шумячского районного Совета депутатов находятся, в том числе, установление порядка определения арендной платы за землю, порядка, условий и сроков ее внесения.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Шумячским районным Советом депутатов в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно статье 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является дифференцированный подход к установлению правового режима земель, учет природных, социальных, экономических и иных факторов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым, в том числе, относится определение арендной платы исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.2004 № 209-О, ставки арендной платы должны приниматься с учетом их экономической обоснованности (с учетом порядка установления ставок земельного налога в аналогичном порядке, что и установление арендной платы за земельные участки).

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Администрацией Смоленской области принято постановление от 10.03.2009 № 118 "Об утверждении Положения о порядке определения арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Смоленской области" (далее - Положение № 118).
Согласно пункту 1 Положения № 118 размер арендной платы определяется на основе государственной кадастровой оценки земель по следующей формуле:

Ап = Скадастр x Сап x m /12 x К, где:

Ап - размер арендной платы (рублей);
Скадастр - кадастровая стоимость земельного участка по соответствующему виду его функционального использования по состоянию на 1 января календарного года, за который производится расчет арендной платы;
Сап - ставка арендной платы, установленная нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области или нормативным правовым актом Администрации Смоленской области в соответствии с настоящим Положением (процентов от кадастровой стоимости земельного участка);
m - количество месяцев аренды;
К - понижающий коэффициент.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Положения № 118 размеры ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Смоленской области. Размеры ставок арендной платы должны быть установлены по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов; не допускается устанавливать дифференцированные ставки арендной платы в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности юридических лиц, гражданства физических лиц или исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных критериев; при этом размер ставки арендной платы не должен носить индивидуальный характер.
Во исполнение постановления Администрации Смоленской области от 10.03.2009 № 118 Шумячским районным Советом депутатов принято решение Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13", которым в пункт 11 внесены изменения: ставка арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, в размере 60% изменена на 10000%, и решение Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которым установлена ставка арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи, в размере 10000%.
Решение Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" опубликовано в газете "За урожай" 07.09.2012 № 36, вступило в силу с 30.08.2012, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 и утратило силу с 01.01.2014 в связи с принятием решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 № 182-О, не подлежит прекращению производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти признан утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Решение Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" опубликовано в газете "За урожай" (специальный выпуск) 10.01.2014, вступило в силу с 1 января 2014 года.
В оспариваемых решениях ставка арендной платы увеличена вследствие существенного уменьшения кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Советом депутатов в связи с требованиями перечисленных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При рассмотрении вопроса об экономическом обосновании ставки арендной платы, установленной пунктом 11 в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 и решением Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Земельному кодексу) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление № 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.

Правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 15837/11 по делу № А47-7623/2010, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и по мотивам несоответствия принципам экономической обоснованности.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 № 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе, сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
В порядке пункта 5 указанных Правил Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов" утверждены прилагаемые ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Соответственно, подлежащий применению размер ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, ограничен указанным приказом.
Согласно п. 68 прилагаемых к указанному приказу ставок, размер ставки арендной платы в отношении земельных участков на территории Смоленской области, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, составляет 3,74 рубля за кв. м.
Таким образом, установленная ставка арендной платы оспариваемыми решениями значительно превышает нормативно ограниченный предел размера ставки в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, и направлена на преодоление действия Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 и принципов экономической обоснованности.
В доказательство наличия экономического расчета принятой ставки арендной платы ответчиком представлено в материалы дела финансово-экономическое обоснование, подписанное начальником отдела экономики и комплексного развития Администрации муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области, в котором изложен расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 67:24:0030104:79 площадью 19497 кв. м до 01.01.2012:

Кс x Ас = Ап, где:

Кс - кадастровая стоимость земельного участка до 01.01.2012,
Ас - ставка арендной платы в %,
An - арендная плата,
735621,81 x 60% = 441373,09 рубля.
С 01.01.2012 размер кадастровой стоимости изменился с 37,73 руб. за кв. м до 0,23 руб. за кв. м (уменьшение в 164 раза).
Арендная плата составит:
4484,31 x 60% = 2690,59 рубля, что в 164 раза меньше к уровню арендной платы за 2011 год.
В целях недопущения снижения сбора неналоговых доходов в 2012 году ставка арендной платы должна составлять 9842,4% или округленно 10000%.
Размер арендной платы составит:
4484,31 x 10000% = 448431 рубль, что на 1,6% (7057,91 рубля) больше к уровню 2011 года.
В выводах финансово-экономического обоснования указано: учитывая, что уровень инфляции за 2011 год составил 6,5% Администрация муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области предлагает установить ставку арендной платы за земельные участки из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, предназначенные под объекты связи, в размере 10000%.
Представленное финансово-экономическое обоснование исследовано и оценено судом.
Сравнивая оспариваемую ставку арендной платы в размере 10000% со ставкой, утвержденной решением Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", в размере 60%, усматривается, что в 2012 году вследствие применения ставки 10000% превышение арендной платы за земельные участки является незначительным (1,6%).
Вместе с тем, рассматривая вопрос о соответствии решения Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" и пункта 11 в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" принципу экономической обоснованности, необходимо учесть, что в оспариваемых решениях размер арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости является основным принципом определения арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
Между тем, оспариваемыми решениями не учтено, что нормативно установлено ограничение размера ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения сооружений связи, Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов".
Кроме того, заявителем представлена в материалы дела справка о применяемых ставках арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные для размещения сооружений связи, из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно сведениям, содержащимся в указанной справке, размеры ставок арендной платы, применяемые в других районах Смоленской области (Гагаринский, Рославльский районы), а также в соседнем регионе - Калужской области Жиздринского района (1%, 0,5%, 1,5%), значительно ниже ставки, применяемой в Шумячском районе (10000%).
Содержащиеся в представленной справке сведения подтверждены представленными в материалы дела договорами аренды и платежными поручениями в доказательство их фактического исполнения.
С учетом изложенного следует, что ставка арендной платы для земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, в размере 10000%, утвержденная оспариваемыми решениями, не соответствует принципу экономической обоснованности с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также допускает ухудшение положения Общества, как лица, ранее переоформившего право постоянного (бессрочного) пользования землей, и влечет необоснованное увеличение арендной платы, чем нарушаются права и интересы заявителя.
Кроме того, решение Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" вступило в силу с 30.08.2012, распространяется на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, с 01.01.2012, что противоречит положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявление ОАО "Ростелеком" подлежит удовлетворению, решение Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" и пункт 11 в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" подлежат признанию не соответствующими Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", "Ставкам арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере 4000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать решение Шумячского районного Совета депутатов от 30.08.2012 № 72 "О внесении изменений в решение Шумячского районного Совета депутатов от 26.03.2009 № 13" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", "Ставкам арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, и недействующим.
Признать пункт 11 в отношении земельных участков, предоставленных для размещения сооружений связи, решения Шумячского районного Совета депутатов от 27.12.2013 № 102 "Об установлении размеров ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", "Ставкам арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 291, и недействующим.
Взыскать с Шумячского районного Совета депутатов (ИНН 6720002235; ОГРН 1026700840000) в пользу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767; ИНН 7707049388) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 4000 рублей.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга). Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий
В.И.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА
В.В.ЯКОВЕНКОВА


------------------------------------------------------------------