Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Смоленского областного суда от 23.07.2014 N 3-24/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 9 >



СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу № 3-24/14

Смоленский областной суд в составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.
при секретаре Л.
с участием прокурора Заболоцкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "АП Смолавтотранс" о признании недействующим со дня принятия пункта 9 (с 8 абзаца - до конца пункта 9) Положения, регулирующего предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по данным видам сообщений и средствами областного бюджета, предоставляемыми в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28 декабря 2007 года № 470 в редакции постановлений Администрации Смоленской области № 544 от 09.07.2013 г. и № 666 от 03.09.2013 г., вступивших в законную силу с 01 января 2014 года,

установил:

Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация "АП Смолавтотранс" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 9 (со слов: "- ежемесячно в период с марта по декабрь текущего года - до конца пункта 9) Положения, регулирующего предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по данным видам сообщений и средствами областного бюджета, предоставляемыми в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28 декабря 2007 года № 470 с учетом изменений, согласно постановлениям Администрации Смоленской области № 544 от 09.07.2013 г. и 666 от 03.09.2013 г., вступивших в законную силу с 01 января 2014 года; взыскании судебных расходов в сумме 3000 рублей.

В обоснование требований ссылается на несоответствие оспариваемого положения части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и частям 1 и 3 статьи 78 Бюджетного кодекса, части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. № 135, чем для перевозчика нарушаются положения статей 8, 24, 76 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя: С., Ч. требования поддержали, пояснив, что в обжалуемом Положении предлагается норма, согласно которой возмещение затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по данным видам сообщений, ограничено расчетной величиной себестоимости услуги i-го перевозчика и величиной пробега автобусов i-го перевозчика. Полагают, что сопоставление данных показателей ведет к ограничению размера выделяемых субсидий, лишает перевозчика права на полную компенсацию понесенных фактических затрат.
Оспариваемая норма вводит понятия "расчетный показатель себестоимости" и "расчетную величину пробега автобуса", что не предусмотрено законодательством Российской Федерации и противоречит положениям части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г., гарантирующую запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной субъектов Российской Федерации.
Введенной формулой расчета субсидий нарушены права Перевозчиков получение прибыли, гарантированные частью 1 статьи 50 ГК РФ и права Перевозчика получение субсидий, гарантированные частью 5 статьи 790 ГК РФ и частью 1 статьи 78 БК РФ.
В оспариваемой норме не раскрыт механизм определения расчетной себестоимости и расчетного пробега, нормативы для расчета не известны, что не исключает на субъективного фактора при установлении расчетных величин, чем нарушены Перевозчика, гарантированные частью 2 статьи 24 Конституции РФ.
Введение в оспариваемой части Положения "расчетной величины себестоимости услуги i-го перевозчика согласно заключения", не соответствует ни по форме, ни по процедуре принятия нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу, чем расширительно толкуется федеральное законодательство поскольку Администрация Смоленской области не наделена правом самостоятельно устанавливать терминологию и словосочетания, относящиеся к предметам совместного ведения.
Представители Администрации Смоленской области: О., Х. возражали против удовлетворения заявленных требований. По их мнению, доводы заявления основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку оспариваемой нормой Положения лишь закреплен механизм распределения субсидий, а объем субсидий обжалуемой формулой Положения не установлен, поэтому права перевозчиков не нарушаются.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проанализировав представленные сторонами доказательства, заключение прокурора Заболоцкой И.В., полагающей отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела, Администрацией Смоленской области принято постановление от 28 декабря 2007 года № 470 "Об утверждении Положения, регулирующего предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицами (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении, не компенсированных доходами перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по да видам сообщений и средствами областного бюджета, предоставляемыми в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказания мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 26.02.2008 № 140, от 10.03.2009 № 112, от 12.08.2010 № 469, от 19.2010 № 691, от 30.12.2010 841, от 24.05.2011 № 295, от 21.06.2011 № 339, от 20.05.2013 № 376, от 09.07.2013 № 554, от 03.09.2013 № 666).
Постановление официально опубликовано в Вестнике Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области от 29.01.2008 № 1, страница 71, вступило в законную силу с 01.01.2008. Постановления № 544 от 09.07.2013 и № 666 от 03.09.2013 опубликованы, в том числе, в областной газете "Рабочий путь" 19.09.2013 г. Порядок опубликования акта не нарушен.
Как следует из преамбулы Положения, предметом его регулирования являются бюджетные отношения.
В соответствии с пунктом 3 Положения целью предоставления субсидий является возмещение перевозчикам затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по данным видам сообщений.
Пунктом 9 Положения регулируется порядок предоставления субсидий.
Постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2013 № 544 в обжалуемое Положение внесены изменения. Пункт 9 Положения: Департамент промышленности: дополнен абзацами следующего содержания:
"- ежемесячно в период с марта по декабрь текущего года производит сопоставление указанных в финансово-экономическом отчете показателей фактической себестоимости услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении (далее - услуги) на 1 километр фактического пробега автобусов с расчетными показателями себестоимости услуги на 1 километр расчетного пробега автобусов, указанными в заключении органа исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) о показателях, учтенных при осуществлении государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным (внутриобластным) маршрутам, пригородным маршрутам (далее - заключение).
Сопоставление указанных показателей производится с целью определения величины затрат, учитываемой при распределении субсидий между перевозчиками.
Определение указанной величины затрат осуществляется по следующей формуле:

Zi = Di - Si, где:

Zi - величина затрат I-го перевозчика нарастающим итогом с начала года, учитываемая при распределении субсидий между перевозчиками;
Di - суммарная фактическая величина доходов I-го перевозчика нарастающим итогом с начала года, полученных в связи с оказанием услуг.
Si - величина себестоимости услуги I-го перевозчика нарастающим итогом с начала года, которая определяется исходя из следующих условий:
- если Si(факт) / Li(факт) < Si(расч) / Li(расч), то Si = Si(факт);
- если Si(факт) / Li(факт) > Si(расч) / Li(факт), то Si = Si(расч) / Li(расч) Xli(факт), где Si(факт) - суммарная величина фактической себестоимости услуги i-го перевозчика нарастающим итогом с начала года согласно финансово-экономическому отчету:
Si(расч) - расчетная величина себестоимости услуги i-го перевозчика согласно заключению;
Li(факт) - суммарная величина фактического пробега нарастающим итогом с начала года на пригородных (или межмуниципальных) маршрутах согласно финансово-экономическому отчету;
Li(расч) - расчетная величина пробега автобуса i-го перевозчика согласно заключению.".
Постановлением Администрации Смоленской области от 03.09.2013 № 666 в постановление № 544 от 09.07.2013 внесены изменения: дополнить пунктом 2 следующего содержания: "2. Подпункт 4 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2014 года.".
То есть, пункт 9 обжалуемого Положения в редакции постановления Администрации Смоленской области от 09.07.2013 № 544 вступает в силу с 1 января 2014 года.
Заявителем обжалуется Положение в редакции постановлений № 544 и № 666 по тем основаниям, что перевозчик лишен возможности на получение полной компенсации всех понесенных расходов от перевозки пассажиров, лишен свободы конкуренции, доступности в информации, поскольку оспариваемая заявителем формула расчета предоставляемой субсидии не предусмотрена федеральными законами. В частности, ст. 78 БК РФ не предусматривает механизм распределения субсидий.
В соответствии с частью 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункт "ж" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно подпунктам 12 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковые такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении; социальной поддержки и социального обслуживания социально незащищенных граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
В соответствии со статьей 26.3-1 этого же Закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральным законодательством определение механизма обеспечения мерами социальной поддержки, а также порядок деятельности уполномоченных органов по предоставлению указанных мер отнесены ведению субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии перечисленным субъектам гражданских правоотношений (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) представляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа приведенных правовых норм федерального законодательства во взаимосвязи с обжалуемыми нормами Положения, регулирующего предоставление из бюджета Смоленской области субсидий перевозчикам в целях возмещения затрат в связи оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, следует, что Администрация Смоленской области, вводя формулу определения величины затрат, учитываемых при распределении субсидий, своих полномочий не превысила, поскольку определение механизма обеспечения мерами социальной поддержки, отнесено к ведению субъекта. А обжалуемая формула, определяющая затраты, учитываемые при распределении субсидий, введенная в обжалуемое Положение постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2013 г. № 544, предусматривает собой механизм расчета соответствующей субсидии для определения объема бюджетных средств, направляемых для исполнения данного вида бюджетных обязательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных некоммерческим партнерством саморегулируемой организации "АП Смолавтотранс" требований оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "АП Смолавтотранс" о признании недействующим со дня принятия пункта 9 (с 8 абзаца - до конца пункта 9) Положения, регулирующего предоставление из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном автомобильном сообщении, не компенсированных доходами от перевозки пассажиров в связи с государственным регулированием тарифов по данным видам сообщений и средствами областного бюджета, предоставляемыми в целях обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 28 декабря 2007 года № 470 в редакции постановлений Администрации Смоленской области № 544 от 09.07.2013 г. и № 666 от 03.09.2013 г., вступивших в законную силу с 01 января 2014 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Смоленский областной суд в течение 30 дней.


------------------------------------------------------------------